Коммунальный хайтек
12 мая 2010

Коммунальный хайтек

Идет медленная, но верная коммерциализация вечно убыточного управления ЖКХ. Эффективно бороться с укоренившимся воровством и приписками помогает автоматизация.

Дружба домами

Управлять многоквартирным домом может товарищество собственников жилья (ТСЖ) или управляющая компания (УК). Последняя взимает «дань» и обязана отчитываться в своих действиях и тратах. По результатам сотрудничества жильцы ежегодно перезаключают договор. Обычно в хозяйстве УК не один дом, и каждый объект характеризуется большими объемами индивидуальных данных. Для любого бизнеса главный ориентир – бюджет, и ЖКХ не исключение. Планирование расходов на год вперед особенно важно для формирования доходной части, то есть тарифов. Отсюда возникает потребность в сводных отчетах с возможностью детализации как по запланированным, так и по фактическим затратам в деньгах, ресурсах, материалах. Производственные показатели обязательны, поскольку в соответствии с законодательством УК связаны всевозможными нормативами.

По роду своей деятельности УК взаимодействуют с множеством поставщиков различных услуг, в том числе сбытовыми компаниями. Партнеры обмениваются данными. Так появляется проблема межкорпоративной интеграции IT-решений. Например, управляющая компания из Калининградской области автоматизировала свою деятельность, при этом одно рабочее место было установлено в городской организации водоснабжения. В результате поставщик воды получает информацию об объемах потребления с точностью до дома, что помогает ему выставить правильные счета.

На передовой

Главная цель автоматизации ЖКХ – борьба с непрозрачностью и злоупотреблениями. В «первых рядах» стоят коммунальные сбытовые компании городов-миллионников. Эти крупные предприятия считаются самыми выгодными заказчиками. В силу масштаба деятельности им требуются «тяжелые» ERP-системы.

Если говорить предметнее, то на данном этапе развития сектор ЖКХ, даже в лице своих наиболее «продвинутых» представителей, озабочен скорее собираемостью дохода, а не рентабельностью. Отсюда акцент на автоматизацию именно сбыта. Наиболее востребованные функции перечисляет руководитель направления департамента решений Microsoft компании GMCS Бэла Темирканова: «Автоматизация сбытовой деятельности позволяет: в режиме онлайн отслеживать дебиторскую задолженность по группам абонентов, по каждому абоненту, в разрезе договоров; проводить сопоставление выручки в виде диаграмм, временных трендов; отслеживать скорость и сроки погашения дебиторской задолженности, а также рассчитывать упущенную выгоду, связанную с несвоевременным взиманием дебиторской задолженности». Следующий шаг – ликвидация кассовых разрывов. По словам Бэлы Темиркановой, автоматизация сбыта позволяет увязать поступление платежей от абонентов с выплатами поставщикам за оказанные услуги. Такой подход дает возможность сопоставить периоды оборачиваемости «дебиторки» и «кредиторки».

О наболевшем

Справочники – бич всех компаний ЖКХ. Чем крупнее компания, а это обычно сервисное предприятие, например поставщик электроэнергии или воды, тем масштабнее проблема. Бухгалтерия каждого филиала живет своей жизнью, центральный офис видит только верхний срез данных, без детализации. Единого информационного пространства просто нет. В результате любой проект внедрения корпоративной информационной системы начинается с создания общих для всей компании справочников, классификаторов, нормативов.

Проблемы ЖКХ носят «хронический» характер: это низкая собираемость дебиторской задолженности, высокая долговая нагрузка, отсутствие прозрачной и соответствующей требованиям законодательства системы расчетов с потребителями. Без автоматизации решить проб­лемы невозможно. Для минимизации издержек рекомендую обратить внимание на комплексные решения с широким функционалом: от сбора показаний приборов, проверки/оценки потребления до управления договорами, расчетами с клиентами, поставщиками, поддержки работы call-центра.


Назад