Инновации в ответ на требования времени
Инновации в ответ на требования времени
20 апреля 2009

Инновации в ответ на требования времени

Компания «Полисан», а точнее ООО «Научно-техническая фармацевтическая фирма «Полисан»», была создана в декабре 1992 года как структура для реализации венчурного проекта по внедрению в производство и медицинскую практику оригинального лекарственного средства «Циклоферон», которое активизирует заложенный в организме человека механизм сопротивления заболеванию.

У истоков компании, как это нередко было в те годы, стояла группа энтузиастов. Уже к концу 90-х компания успешно реализовала четыре проекта по самостоятельному выводу своих научных разработок на фармацевтический рынок России и СНГ.

Кризис 1998 года сыграл на руку отечественным производителям, позволив, в частности, «Полисану» к 2003 году резко увеличить объемы продаж. Оновременно возникла потребность в выводе на рынок новых разработок. Однако возможности используемого компанией контрактного производства были достаточно ограниченными как по мощностям, так и по качеству. В результате в 2004 году остро встал вопрос о строительстве собственного завода, отвечающего требованиям «надлежащей производственной практики» (Good Manufacturing Practice, GMP) – принятой в мире системе стандартов качества в фармацевтике. Именно тогда было принято решение о запуске нового фармацевтического производства на основе модели, разрабатываемой в рамках внедрения ERP-системы.

На тот момент бизнес-процессы и опыт персонала соответствовали потребностям, скорее, научно-внедренческой, а не производственной компании. Свыше 80% продукции производилось по контракту; контроль качества сырья, готовой продукции и постадийный контроль полупродуктов осуществлялся сторонними организациями. Имевшаяся автоматизация бухгалтерии и финансов, а также снабжения и сбыта на базе «реликтового» отечественного продукта «БизнесPRO» была непригодна для моделирования бизнес-процессов будущего собственного производства и позволяла лишь частично использовать справочники, а автоматизация складского учета отсутствовала полностью. Положение усугублялось тем, что большую часть проекта внедрения ERP-системы необходимо было завершить до пуска завода.

Основным критерием при выборе программного продукта была его ориентированность на автоматизацию процессного производства. Учитывались наличие российской локализации и успешных внедрений в отечественной фармацевтике, химической и пищевой промышленности. Не менее важными были и такие стандартные критерии, как цена лицензий, стоимость внедрения и сопровождения. Одновременно с программным продуктом выбиралась и консалтинговая компания, которой предстояло его внедрять. «Как показал четырехлетний опыт внедрения и эксплуатации ERP-системы, именно правильный выбор партнера по внедрению наряду с административным ресурсом и волей высшего руководства компании по поддержке проекта является ключом к успешной его реализации», – считает директор по экономической безопасности Евгений Кардаш.

В итоге были выбраны система Infor ERP (BAAN IV) и консалтинговая компания GMCS. Проект предусматривал внедрение всех базовых модулей системы: производство, сбыт, снабжение, склады, контроль качества, финансы и бухгалтерию. В январе 2006 года система была запущена в промышленную эксплуатацию.

К 2008 году объемы производства превысили уровень проектных мощностей компании. Возникшие при этом проблемы можно было решить путем оптимизации производственного планирования. С этой целью в 2008 году был доработан и внедрен соответствующий модуль ERP-системы «Производственное планирование».

Внедрить его без адаптации к процессам фармацевтического предприятия было невозможно. Требовалось учесть особенности серийного производства препаратов, разрыв во времени между выпуском готовой продукции и ее продажей (то есть затраты времени на сертификацию), необходимость отслеживать срок годности на сырье, а также планы выпуска научно-технологической продукции, продвижения продукции на рынок и т.п.

В перспективе – BI

Несмотря на интенсивную автоматизацию бизнес-процессов в течение последних трех лет и кризис, «Полисан» не собирается останавливаться на достигнутом. Совместные с компанией GMCS планы на 2009–2010 годы предусматривают внедрение ERP-модуля «Сервис» (управление ремонтами), а также системы аналитической отчетности и многомерного анализа данных на основе программного продукта IBM Cognos BI, который поможет решить ряд задач. «Создание единого хранилища данных из разных источников (ERP-система, отчеты дистрибьюторов, отчеты медицинских представителей и т.д.) позволит предоставлять руководству более качественную информацию для принятия решений, – поясняет Альбот. – Кроме того, повысится оперативность и снизится трудоемкость подготовки новых отчетных документов, появится возможность создавать регламентированные отчеты и подготавливать произвольные отчеты бизнес-пользователями без привлечения сотрудников ИТ-службы и внешних консультантов». Для сбора отчетности от территориально удаленных работников компании, занимающихся продвижением продукции, будет создан единый Internet-портал.

В рамках проекта по автоматизации документооборота планируется завершить внедрение модуля «Делопроизводство», автоматизировать процесс регистрации новых лекарственных препаратов, интегрировать системы документооборота и ERP. «Интеграция обеспечит удобство работы, – поясняет Альбот. – Например, при создании заказа на продажу или закупку в ERP-системе будет можно, не заходя в систему документооборота, взглянуть на условия договора или текст дополнительного соглашения».

По мнению Александра Борисова, генерального директора ООО «НТФФ «Полисан», именно внедрение ERP-системы позволило не только освоить новое производственное направление бизнеса в сжатые сроки, но и за три года в полтора раза превысить проектные объемы выпуска готовой продукции без увеличения штатов. Благодаря оперативности и достоверности информации, поддерживаемой информационными системами, руководство компании теперь может быстро принимать управляющие и коррекционные решения, обеспечивая реальные конкурентные преимущества.


Назад