Феникс машиностроения
Тихвинский вагоностроительный завод – уникальное предприятие, объединяющее дискретное и непрерывное производство в общую структуру.
Оно было создано с нуля, и его информационная система спроектирована в полном соответствии с его стратегическими целями.
В 2011 году в городе Тихвине Ленинградской области на территории промышленно-девелоперской площадки будет запущено новое современное предприятие – Тихвинский вагоностроительный завод, который, согласно замыслу его инвесторов, должен возродить, словно птица феникс, высокие стандарты отечественного машиностроения. На площади в 50 га разместятся 233 кв. м производственных помещений. Целью бизнес-проекта является создание современного производства для выпуска грузовых вагонов нового поколения с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Новый завод обеспечит выполнение полного технологического цикла по мировым стандартам и с самыми низкими издержками в отрасли. Проект включает в себя, в частности, создание системы управления предприятием, выстроенной на основе лучших мировых практик.
Передовая продукция для перспективного рынка
В связи с ростом объема грузоперевозок быстро растет и спрос на новые грузовые вагоны. По множеству причин, главной из которых является высокая степень износа вагонного парка, на рынке подвижного состава сформировался масштабный дефицит. Действующий на пространстве русской колеи (шириной 1520 мм) подвижной состав – это в большей массе разработка 50-х годов. Отрасль сейчас остро нуждается в продуктах с лучшими эксплуатационными и динамическими характеристиками, такими как грузоподъемность, скорость, безопасность, воздействие на путь, экономическая эффективность.
Тихвинский вагоностроительный завод будет производить четыре типа наиболее распространенных и востребованных грузовых вагонов нового поколения, спроектированных при участии американской компании Starfire Engineering & Technologies – ведущего разработчика подвижного состава для железных дорог США и Канады. Как утверждается, эти вагоны будут отличаться увеличенной вместимостью и грузоподъемностью, повышенной производительностью, прочностью и долговечностью. Вагоны оснащены тележкой типа Barber S-2-R. Это качественно новый для российского транспортного машиностроения продукт, разработанный совместно с американской компанией Standard Car Truck, мировым лидером по проектированию ходовых частей грузовых вагонов.
Потенциальными клиентами компании являются ориентированные на рост добывающие предприятия, компании металлургической и транспортной отраслей. Потенциальная емкость этого сегмента достигает 70% рынка вагонов. Свой интерес к продукции завода уже подтвердили ведущие игроки рынка – Первая и Вторая грузовые компании, «Трансгарант», Независимая транспортная компания и др. По словам Владимир Капустина, директора проекта «Управление ресурсами предприятия» Тихвинского вагоностроительного завода, ИТ-поддержка управления отношениями с клиентами будет организована на базе внедряемой системы Infor ERP LN.
Производственные задачи
Специфика продукции, которую будет создавать Тихвинский вагоностроительный завод, диктует особые требования к организации бизнес-процессов. Прежде всего это касается производства. Например, для выпуска вагонов с перечисленными выше характеристиками и вагонных тележек понадобилось собственное литейное производство, поскольку крупное стальное литье является дефицитом на рынке. Это порождает дополнительные серьезные требования к системе планирования и управления производством, поскольку необходимо синхронизировать литейное производство, ориентированное на выпуск больших партий продукции, и сборочное производство вагонов, нацеленное на дискретный поток единичных изделий. По словам Капустина, это наиболее серьезная задача при внедрении ERP-системы.
Еще одной составляющей экономически эффективного предприятия является внедрение технологий бережливого производства. Напомним, что в этой концепции особое значение придается минимизации любой деятельности, потребляющей ресурсы, но не создающей ценности. Все, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения бережливого производства классифицируется как потери и должно быть устранено. «Мы создаем производство, свободное от неэффективных, ненужных действий, в котором все нацелено только на создание добавленной стоимости», – поясняет Капустин. Бережливый подход подразумевает «тянущее» (pull) производство, когда продукция создается строго в соответствии с имеющимися заказами в порядке их очередности. Капустин отмечает: «Мы будем работать только на заказ. Каждый производимый у нас вагон будет иметь своего потребителя».
Следует уточнить, что гибкость производства, обусловленная его «тянущим» характером, не вполне соответствует концепции MRP II, лежащей в основе алгоритмов производственного планирования многих ERP-систем. Одним из основных элементов исходных данных этой технологии планирования является план-график производства (Master Production Schedule, MPS), изменение которого приводит к необходимости перепланировать загрузку мощностей и поставку комплектующих. Процесс этот очень трудоемкий и не полностью автоматизируемый. Именно поэтому, по словам Капустина, предприятие и выбрало для внедрения систему Infor ERP LN с уникальным механизмом управления «тянущим» сборочным производством; такой механизм уже был успешно внедрен в России в рамках производства Volga Siber на ГАЗе.
Для реализации проекта внедрения Infor ERP LN на ТВСЗ была приглашена компания «Айпл Консалтинг», специалисты которой внедряли эту систему на ГАЗе. «Нам было крайне важно, чтобы на проекте работали специалисты, за плечами которых уже есть опыт успешного полномасштабного внедрения этой ERP-системы», – отмечает Капустин. Для решения ряда задач проекта привлечена компания GMCS, которая также автоматизирует процессы управления персоналом на базе системы «БОСС-Кадровик».
Исключением действий, не ведущих к созданию добавленной ценности, сопровождается и проектирование процессов управления производством и логистики. Например, при проектировании процессов управления производством вагонов внедряются инструменты, оптимизирующие очередность производства в процессе диспетчеризации, они должны уменьшить число переналадок производственного процесса и минимизировать запасы. Для снижения запасов на сборочных линиях также используются предоставляемые ERP-системой инструменты, такие как подача компонентов на определенные сборочные зоны строго в соответствии с очередностью заказов, прогнозирование потребности в компонентах на сборочной линии и т.д.
Еще одной важной задачей является минимизация работы с бумагой в ходе производства. Планируется вооружить персонал терминалами сбора данных, на которые будут рассылаться производственные задания и задания на складские операции. Все эти инструменты, а также стандартизация и оптимизация рабочих мест должны способствовать претворению в жизнь главного принципа бережливого производства – минимизировать действия, не несущие добавленной стоимости.
Чтобы не упустить качество
«В управленческой практике мы стремимся воспользоваться всеми доступными нам технологиями, чтобы обеспечить построение современной эффективной системы управления», – подчеркивает Капустин. В частности, на ТВСЗ внедряется международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industry Standard). Основываясь на нем, планируется создать систему управления бизнесом, которая позволяет проводить постоянные улучшения с упором на предотвращение и сокращение дефектов в производстве и цепи поставок.
Внедрение стандарта ведется рабочей группой проекта IRIS, она тесно взаимодействует с подразделением, занимающимся внедрением ERP. «В своей работе по адаптации референтных процессов системы INFOR ERP LN мы ориентируемся на требования IRIS. Разработанные нами модели бизнес-процессов ложатся в основу документов системы управления бизнесом», — комментирует Капустин.
По окончании проекта внедрения ERP-системы большая часть проектной группы составит костяк ИТ-подразделения компании. «Сейчас эти сотрудники, внедряя систему и участвуя в проектировании бизнес-процессов, фактически проходят необходимую подготовку для будущей деятельности. Внешние консультанты передают им свой опыт, который позволит в дальнейшем успешно поддерживать и развивать систему управления предприятия преимущественно своими силами».
Назад