Управляем на автомате
10 марта 2010

Управляем на автомате

«СОЛЛЕРС» объявил о завершении внедрения технологии SAP по автоматизации управления автосборочными предприятиями в Елабуге и Набережных Челнах.

Реализацией проекта на заводе в Елабуге занималась международная консалтинговая компания Аccenture, в Набережных Челнах – российская GMCS. По оценке независимых экспертов, стоимость внедрения системы на каждом из предприятий может доходить до пяти миллионов евро.

Проект на заводе в Набережных Челнах стартовал в апреле 2007 года. Он включал автоматизацию процессов оперативного управления производством, материальными потоками, сбытом, основными средствами, складским адресным хранением, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (ТОРО), а также процессов бухгалтерского и управленческого учета. При этом стратегия одновременного развертывания функционального объема системы позволила заметно ускорить получение результатов. Внедрение системы на заводе было завершено в январе 2009 года, и сейчас она находится в промышленной эксплуатации.

Реализация проекта в «Соллерс-Набережные Челны» совпала со значительными структурными преобразованиями в компании, повлекшими изменение существующих бизнес-процессов, появлением новых. В период запуска производства новых автомобилей – FIAT, а до середины 2009 года – SsangYong – на заводе была создана новая логистическая и таможенная инфраструктура, мощности для обучения процессам сборки автомобилей. Для организации производственного процесса установлено новое сварочное, сборочное и испытательное оборудование ведущих мировых фирм, расширена и модернизирована окрасочная линия.

На заводе в Набережных Челнах был внедрен целый ряд новинок от SAP. Так, в настоящее время «Соллерс-Набережные Челны» является вторым по счету автосборочным предприятием в России, использующим систему SAP APO (Advanced Planning and Optimization – расширенное планирование и оптимизация). Благодаря SAP APO завод может эффективно планировать производство, выстраивая последовательность постановки автомобилей на конвейер в зависимости от заданных условий. В общей сложности система поддерживает три вида планирования: долго-, средне-и краткосрочное. Заложенные в систему принципы бережливого производства предупреждают возникновение ситуаций, при которых конвейерные линии были бы перегружены или простаивали. Подтверждение прохождения точек регистрации автомобилем происходит в системе SAP APO, далее данные автоматически передаются в ERP-систему, где формируются финансовые документы и движения материалов для списанных компонентов. Прохождение многочисленных точек регистрации (из них 28 на самих производственных линиях) позволяют специалистам завода отслеживать процесс производства автомобилей в режиме реального времени.

Кроме того, в соответствии с требованиями завода специалисты GMCS разработали специализированный инструмент для совмещения бесполуфабрикатной модели производства и полуфабрикатной модели бухгалтерского учета. В настоящее время завод планирует производство не отдельных полуфабрикатов (например, сваренных или окрашенных кузовов), а сразу готового автомобиля. Такой подход значительно упрощает процесс планирования плана производства и его последующих изменений при необходимости. Также специалисты GMCS обеспечили в системе точное пономенклатурное распределение транспортно-заготовительных расходов, которые в автомобильной отрасли составляют значительную часть в себестоимости готовой продукции.

К выполнению проекта были привлечены представители десяти подразделений завода, включая дирекцию по производству, дирекцию по финансам, бухгалтерию, дирекцию по закупкам, дирекцию по IT. Для развертывания продуктивных систем использовались серверы SUN (2xXeon X5460, RAM 64Gb, HDD 5x146Gb, 2 FC). Система резервного копирования развернута на базе IBM Tivoli.

«В организационном плане проект охватил все основные производственные, сбытовые, логистические и финансовые подразделения завода, – рассказывает директор департамента решений SAP компании GMCS Андрей Сапожков. – Сегодня пользователями системы являются сотрудники этих подразделений – более 200 человек, включая топ-менеджемент. Перед проведением интеграционного тестирования мы провели обучение ключевых пользователей. Завод взял на себя организацию и обучение остальной команды конечных пользователей системы на последующих этапах проекта. Помимо этого, «Соллерс-Набережные Челны» самостоятельно отправлял членов своей проектной команды на специализированные семинары в центр обучения SAP в Москву. На этих семинарах рассматривались как общие принципы и инструменты работы с системой SAP, так и специализированные инструменты для автомобильной отрасли».

По словам Андрея Сапожкова, в процессе реализации проекта наиболее сложным оказался этап концептуального проектирования и согласования документов, который включал в себя, помимо подготовки бумаг, также и настройку прототипа системы, и этап, связанный с финальной подготовкой системы к продуктивному старту и ее запуску в эксплуатацию.


Назад