Цифровизация ритейла 2024
2 июля 2024

Цифровизация ритейла 2024

Возврат к росту в ритейле, развитие торговли в регионах и увеличение объемов электронной коммерции в России требуют соответствующего уровня цифровизации отрасли. К этому добавляется продолжающийся процесс импортозамещения и все большая самостоятельность покупателей в офлайн-магазинах. Среди основных трендов — интерес заказчиков к облачным сервисам и аутсорсингу ИТ-услуг, рост спроса на решения по обеспечению информационной безопасности. Одной из наиболее востребованных и перспективных технологий по-прежнему остается ИИ. Он находит свое применения в различных областях работы ритейлеров — от видеоаналитики в зоне кассового обслуживания и на складе до поддержки принятия решений по ассортименту и развитию сети.

От оплаты до коммуникации: ИИ проник почти во все бизнес-процессы ритейла

Как в мире, так и в России на рынке цифровизации ритейла продукты, созданные на базе искусственного интеллекта, стали основными ИТ-инструментами. Именно ИИ помогает собирать и анализировать информацию о покупателях, выстраивая эффективную коммуникацию. На фоне масштабной цифровизации многих бизнес-процессов розничная и электронная торговля движутся в сторону гибридного формата, работая одновременно на нескольких площадках для взаимодействия с покупателями во всех каналах сразу. Среди трендов также ― развитие инструментов самообслуживания, внедрение роботов для снижения стоимости доставки, операций на складах и, конечно, непрекращающийся процесс импортозамещения в отрасли.

Рынок ритейла ожидает роста инвестиций в ИТ

Рынок розничной торговли в 2023 г. в РФ вернулся к росту после спада в 2022 г. По сведениям Росстата, объем рынка составил ₽47,4 трлн, увеличившись на 6,4% (в сопоставимых ценах) к 2022 г.

Сегмент e-commerce показывает более внушительные темпы роста. По информации АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли), объем рынка интернет-торговли увеличился за год на 28% и составил ₽6,16 трлн. В ряде субъектов РФ темпы роста были еще выше — 40% против примерно 10% в столичных регионах.

Уровень цифровизации различных бизнес-процессов в ритейле растет. По информации Gartner, 57% розничных компаний из почти 440 опрошенных в 9 странах мира планируют увеличить расходы на программное обеспечение в 2024 г., в приоритете у них — инвестиции в маркетинг и ИТ.

<…>

К цифровым технологиям, ускоряющим развитие ритейла в мире, Gartner наряду с гибридной торговлей, быстрой доставкой, гиперперсонализацей, ИИ и чат-ботами относит социальные покупки и метавселленные. Более 90% опрошенных лидеров ИТ-отрасли для ритейла, по информации Gartner, назвали ИИ приоритетной технологией для внедрения до 2026 г. О перспективах развития опыта покупателя за счет использования социальных каналов, виртуальных магазинов, метавселенных и геймификации упоминает и BCG (Boston Consulting Group) по результатам совместного с World Retail Congress опроса более чем четырехсот руководителей ритейлеров со всего мира. Какие из упомянутых технологий будут востребованы на российском рынке — покажет время.

Интернет-торговля идет в сторону гибридных форматов

Несмотря на то, что объемы интернет-торговли растут заметно быстрее, чем оборот отрасли в целом, это, по мнению ритейлеров, не означает, что покупатели готовы отказаться от привычного похода в магазин. Будущее торговли — за гибридными форматами. К этому подталкивает омниканальное поведение клиентов. Современный покупатель далеко не всегда остается в рамках одного из каналов, а часто путешествует между ними, делая выбор и консультируясь в одном, а покупая — в другом. Крупные розничные сети, сохраняя свое физическое присутствие, развивают собственные интернет-магазины.

<…>

Одновременно с этим, и розничные сети, и производители сотрудничают с крупными маркетплейсами, которые, по информации АКИТ, обеспечили 57% всех онлайн-продаж в России в 2023 г. Сами маркетплейсы и классические интернет-магазины также двигаются в сторону гибридного формата торговли, открывая офлайн-точки и развивая сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Игроки рынка полагают, что впереди отрасль ожидают перемены в части доставки товаров покупателям. Это связано с растущим числом ПВЗ и развитием гибридных форматов. 

<…>

ИИ ― в ценообразовании, персонификации и контроле доставки

Фокус на персонализацию предложений и сервиса определяет цифровизацию маркетинга. Не становясь назойливыми для покупателей, компании делают им более привлекательные предложения, благодаря эффективному анализу покупательских предпочтений с помощью ИИ и технологий больших данных.

Продуктов на базе искусственного интеллекта становится все больше и в других областях работы ритейлеров. Эксперты ожидают активного развития решений для управления ценообразованием, промо-акциями, ассортиментом и категориями, подобных решений, по их мнению, сейчас на рынке немного.

<…>

Кто пользуется услугами ИИ в маркетинге

Успешно и массово используют ИИ для оптимизации процесса ценообразования крупные онлайн-ритейлеры, такие как Ozon, Wildberries и «Яндекс маркет». Мелкие продавцы не могут себе этого позволить, для них наиболее целесообразное решение — продавать на маркетплейсах и ориентироваться на аналитику в категории.

Например, на Ozon можно посмотреть, кто по какой цене продает аналогичный продукт. Но Ozon не предоставляет серьезную аналитику для продавцов наподобие Amazon Analytics. Скорее, это что-то вроде «в вашей категории товаров еще есть 10 других продавцов, у них такие-то цены, и вы сейчас на седьмом месте по продажам». В какой-то степени, это помогает «манипулировать» ценами, предлагая лучшие.

Анализируя спрос, продавец получает возможность влиять на продажи. Одним из самых мощных стимулов для покупателя являются разнообразные акции, и в их разработке тоже способен помочь ИИ.

Планирование акций с помощью ИИ

Психологами и нейромаркетологами давно доказано, что охотнее всего мы покупаем товары со скидкой, с желтым ценником. И даже если рядом будет лежать товар с более низкой ценой, но с белым ценником, большинство купит именно товар со скидкой.

Тут с помощью ИИ упрощается регулирование: размеры и периоды скидок, выборка товаров, наиболее популярных в определенный период.

<…>

Персонализированные акции

Индивидуальный промоушн — это тонкая настройка предложений на конкретного покупателя. Скажем, у вас есть карточка в «Пятерочке» или в «Ашане», к которой привязан номер телефона. Система отслеживает, что вы покупаете, и здесь начинает работать модель Upsell. На основании ваших покупок за какой-то период времени система выводит закономерности. И как только машинный алгоритм понимает ваш паттерн поведения, вам начинают приходить сообщения с персональными предложениями, скидками, акциями.

Это своего рода А-Б тестирование: какое предложение вынудит покупателя приходить чаще, покупать больше и только в этой сети магазинов. Это работает везде: в ритейлерах, в банках, в страховых компаниях, вообще в любой продаже. Искусственный интеллект берет на себя задачи, на решение которых человек либо потратит на порядок больше времени, либо вообще не справится с ними. Недалек тот момент, когда для работы магазина практически не нужно будет физическое присутствие человека.

<…>

Решения для планирования, прогнозирования и поддержки принятия решений всех уровней бизнеса компании на базе искусственного интеллекта и технологий больших данных развиваются во всех отраслях. В ритейле ИИ используется при разработке стратегий расширения торговой сети, для анализа загруженности торговых точек и проработки стратегий размещения магазинов, создания планограмм торгового зала, планирования складских запасов, разработки маршрутов автотранспорта.

<…>

Рост культуры работы с данными и расширение использования основанного на данных (Data Driven) подхода к управлению отмечается не только в ритейле, но во всей ИТ-отрасли. 

<…>

Импортозамещение: оценка рисков и построение стратегии

<…>

На развитие ИТ в ритейле влияет отличие процесса импортозамещения в этой отрасли от других, например, от финансового сектора, где миграция на отечественные решения идет под воздействием регулятора. Ритейлеры же ориентируются на коммерческую выгоду и собственную оценку рисков. Для российских разработчиков это означает, что создаваемые ими решения должны конкурировать с лучшими международными продуктами, к которым уже привыкли заказчики, поддерживать внедрение инноваций, а также решать новые задачи, возникающие по мере развития ритейла.

Переход на российские программное и аппаратное обеспечение идет быстро, но не без трудностей. Отрасль розничной торговли, как и другие, столкнулась со сложностями в части поставки оборудования. 

<…>

«Коробки» для малого бизнеса, облака и свои ИТ-подразделения

Интеграция искусственного интеллекта, процесс импортозамещения и развитие российских решений – пожалуй, важнейшие тенденции на рынке цифровизации ритейла, но не единственные. Эксперты отмечают, что сегодня крупные ритейлеры отчасти превращаются в ИТ-компании, закрывая ряд потребностей силами внутренних подразделений. 

<…>

Оживление российского рынка розничной торговли, дальнейшее смещение все большей доли розницы в цифровые каналы, развитие самообслуживания и не до конца решенные задачи импортозамещения стали драйверами развития российских цифровых решений для ритейла в 2023 г., и эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Решения на базе искусственного интеллекта были востребованы практически во всех областях работы розничных компаний, начиная от диалога с покупателем, заканчивая внутренними бизнес-процессами. Потенциал ИИ и работы с данными еще далеко не исчерпан, и дальнейшее развитие продуктов на базе этих технологий и все большее проникновение их в работу компаний традиционной и электронной розничной торговли ожидается и в 2024–2025 гг.

Источник: CNews, июнь 2024 г.

 


Назад