ТЭК. Взгляд со стороны
30 июня 2009

ТЭК. Взгляд со стороны

Мнением о наиболее востребованных предприятиями ТЭК ИТ-решениях с читателями специального выпуска журнала «Технологии и средства связи», приуроченного к 10-й Московской международной выставке технологий и оборудования для нефтегазовой отрасли, делится Олег Лысов, директор департамента решений Microsoft компании GMCS.

Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в отрасли в целом? Повлиял ли экономический кризис на стратегии и приоритеты бюджетирования в ТЭК?

На сегодняшний день перед ТЭК стоит сложнейшая задача - гарантировать надежность энергопоставок на российский и зарубежные рынки и вместе с тем обеспечить беспрецедентную экономическую эффективность предприятий. Все это, помноженное на довольно нестабильную ситуацию со стоимостью энергоресурсов, является весьма непростой задачей, эффективное решение которой не может обойтись без применения современных информационных технологий. В этой связи хотелось бы выделить три вида решений, наиболее востребованных предприятиями ТЭК в области информационных технологий:

  • информационные системы управления производственными активами предприятия;
  • системы многовариантного экономического планирования и прогнозирования;
  • системы управления высоколиквидными активами и денежными средствами.

Есть ли в отрасли такие телекоммуникационные и/или ИТ-проекты, внедрение, развитие и финансирование которых замораживать сейчас нецелесообразно? И чем все таки можно пожертвовать?

Спрос снизился практически на все услуги, так как в первую очередь предприятия ТЭК решали глобальную задачу сокращения затрат на фоне значительного падения цен на энергоресурсы. Но предел снижения спроса, безусловно, существует. К примеру, от поддержки систем, обеспечивающих жизненно важные для предприятия функции, никто не откажется.

Какие специфические задачи, связанные с применением высоких информационных технологий или нестандартных решений, есть в отрасли?

В случае предприятий ТЭК можно говорить не о применении типовых решений, а о переходе на корпоративные стандарты. В ходе смены собственников, зачастую многократной, предприятия ТЭК стали частью крупных корпораций, работающих по своим стандартам, в том числе и в области информационных технологий. Переход на эти стандарты и является для ТЭК актуальной задачей. Однако, учитывая текущие экономические условия, вряд ли можно говорить о том, что к решению этой задачи предприятия ТЭК приступят в ближайшей перспективе.

Какие эксклюзивные ИТ- и телекоммуникационные разработки, возможные для применения на предприятиях ТЭК, имеются сейчас на российском и зарубежных рынках? Как быстро зарубежные передовые технологии обретают российское воплощение?

Для автоматизации управления предприятия ТЭК выбирают программные продукты разных поставщиков. Ряд компаний ТЭК, к примеру, «Нарьянмарнефтегаз», успешно применяют в своей деятельности Microsoft Dynamics AX. Тем не менее, как показывает практика, в случае внедрения единой системы управления требуется доработка выбранного за основу системы продукта под конкретные потребности каждого заказчика. Многие ИТ-консалтинговые компании имеют в своем портфеле собственные специализированные решения для предприятий ТЭК, основанные на опыте и наработках, полученных в ходе реализации проектов в этой отрасли. Такие решения, к примеру, предоставляют широкие возможности для управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, покрывают потребности по расширенному ведению учета капитальных затрат, управление основными и денежными средствами и т.д.

В настоящий момент ряд компаний ТЭК успешно применяют в своей деятельности Microsoft Dynamics AX. К примеру, «Нарьянмарнефтегаз» использует систему управления на базе Microsoft Dynamics AX для ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учет, учета основных средств, раздельного расчета НДС по экспорту и реализации товара, подготовки корпоративной отчетности, в том числе по стандартам GAAP. Microsoft Dynamics AX стоит на вооружении и в «ОГК-4». В ERP-системе ведутся все важные с точки зрения деятельности энергокомпании процессы: финансовый, бухгалтерский и налоговый учет, казначейское и бюджетное исполнение, техническое обслуживание и ремонты оборудования, процессы централизованного снабжения и учетные процедуры сбыта электроэнергии. В частности, автоматизация процессов технического обслуживания и ремонтов оборудования позволила компании оптимизировать затраты на закупку материалов и оборудования, систематизировать подход к организации и проведению ремонтных работ, повысить точность учета производственных запасов.


Назад