Российский рынок BI
15 декабря 2016

Российский рынок BI

Российский рынок BI продолжает расти. Основными потребителями подобных решений по-прежнему остаются высококонкурентные отрасли – ритейл, телеком, банки, производство. В основном это проекты, реализованные с использованием программных продуктов западных вендоров, однако роль отечественных решений постепенно увеличивается.

По оценкам TAdviser, объем российского рынка BI-систем в 2015 году, включая услуги по внедрению и поддержке, увеличился на 5% и достиг 45,9 млрд рублей.

Рынок продолжает расти вслед за ростом количества различных информационных систем, которые используют заказчики, и объема данных, обрабатываемых в этих системах. Постепенное накопление данных является драйвером спроса на BI-инструменты.

<…>

Наибольшая динамика выручки по итогам 2015 года наблюдалась у MAYKOR-GMCS – +95,7%.

<…>

Драйверы и барьеры российского рынка BI

Одним из основных драйверов российского рынка BI, как ни странно, является сложная экономическая ситуация. В кризисный период руководству компаний как никогда важно получать точную и объективную информацию о состоянии их бизнеса, причем получать ее быстро.

<…>

Другим важным драйвером, о котором рассказывают многие участники рынка, является накопление компаниями большого объема данных. В этом случае у бизнес-игроков появляется желание получить из них добавленную стоимость или дополнительную ценность.

Ряд экспертов в числе движущих сил рынка видят развитие сценариев Big Data+IoT. Так, в производственном секторе накапливая и анализируя данные, получаемые в процессе обходов или от установленных на оборудовании датчиков, предприятия могут минимизировать затраты на обслуживание, прогнозировать возникновение неполадок и осуществлять так называемые предиктивные ремонты. В ритейле сценарий Big Data+IoT может использоваться для управления холодильным оборудованием и оптимизации торговых площадей.

Однако, Мария Венедиктова, вице-президент MAYKOR-GMCS, напоминает, что важно уметь «приземлить» тренды на практическую поверхность. Поэтому её компания поддерживает диалог с заказчиками и партнерами для поиска возможных сценариев использования «Интернета вещей» и анализа данных, а также ведет собственные научно-исследовательские разработки.

«Например, для энергетической отрасли мы разработали модель аналитического решения, в основе которого лежат технологии анализа больших данных и машинного обучения. Решение позволяет предсказывать источники нетехнических (коммерческих) потерь, а если говорить простым языком – фактов мошенничества, – с точностью до дома, гарантировать исполнимость мероприятий по выявлению и устранению источников потерь в условиях ограниченности ресурсов», – рассказывает вице-президент MAYKOR-GMCS.

<…>

Задачи, решаемые современными BI-системами

Спектр задач, решаемых современными BI-системами, достаточно широк, при этом объем данных, которые требуется анализировать, растет быстрыми темпами.

«Компании приходят к нам с самыми разными задачами – для одних важно обеспечить визуализацию данных, настроить информационные панели и дашборды, другие хотят отслеживать эффективность KPI подразделений, сотрудников. Есть запросы на кадровую аналитику, анализ эффективности маркетинговой деятельности», – рассказывает Мария Венедиктова из MAYKOR-GMCS.

<…>

Главные тенденции рынка BI в России

Среди множества тенденций, о которых говорят участники российского рынка BI, чаще всего называются четыре – это увеличение доли отечественных систем бизнес-аналитики, интерес к BI со стороны компаний среднего бизнеса, развитие open source инструментов и рост запросов от госзаказчиков.

Основными потребителями BI-систем по-прежнему остаются высококонкурентные отрасли – ритейл, телеком, банки, производство. В основном это проекты, реализованные с использованием программных продуктов западных вендоров. Однако процесс импортозамещения становится все более заметным.

<…>

Заметно на рынке еще одно качественное изменение – это переориентация спроса. Если раньше внедрение BI-систем было прерогативой крупного бизнеса и государственных структур, то на данный момент существенную роль на этом рынке начал играть и средний бизнес.

Мария Венедиктова, вице-президент MAYKOR-GMCS, полагает, что интерес среднего рынка к системам бизнес-аналитики во многом стал возможным благодаря снижению стоимости BI-решений, большинство из которых доступны сейчас в облаке по подписке.

<…>

Участники отечественного рынка BI называют множество тенденций, с которыми они сталкиваются, и которые, по их мнению, преобладают на рынке.

Мария Венедиктова, вице-президент MAYKOR-GMCS, говоря о трендах рынка, вспоминает прогноз Gartner, согласно которому к 2019 году в 90% крупных компаний отвечать за управление данными будет Chief Data Officer – директор по данным. Он будет определять угрозы внешней и внутренней среды, выявлять и изучать тенденции, вносить предложения стратегического характера, которые могут быть реализованы в компании. Привычные схемы принятия управленческих решений изменятся и будут опираться на аналитические технологии.

«Очевидно, что это коснется и нашей страны, – уверена Венедиктова. – Возможности для увеличения стоимости бизнеса и наращивания конкурентных преимуществ с помощью технологий обработки и анализа данных действительно безграничны. Компании могут разрабатывать нужные им сценарии и реализовывать их на практике».

<…>




Назад