RPA: хайп или реальная польза?
RPA: хайп или реальная польза?
8 ноября 2021

RPA: хайп или реальная польза?

RPA, роботизация процессов — технология, которая появилась совсем недавно. Сейчас рынок RPA ежегодно растет на 30%, а его объем перешагнул объем в 1,5 млрд. долл. Gartner назвала гиперавтоматизацию одним из главных технологических трендов 2021 г. Будет ли дальше эта технология развиваться такими же высокими темпами или станет очередным хайпом и окажется переоцененным явлением, которое скоро сойдет на нет? Давайте разбираться.

На сегодняшний день данные исследований говорят, что технологии RPA активно развиваются и проникают в смежные сферы, например, такие как «гражданская разработка» (citizen development), low-code и интеллектуальная роботизация. 53% респондентов недавнего опроса Deloitte начали внедрять ту или иную форму RPA, и к 2022 г. эта цифра достигнет 72%. В России показатель лишь немногим ниже: на начало 2021 г. роботизацию внедрили порядка 42% компаний.

Рутину — роботам, творческие задачи — людям

RPA помогает сокращать издержки, что особенно актуально в период пандемии. К примеру, программные роботы способны полностью избавить команду от ручного ввода данных и в разы упростить и ускорить процесс подготовки документов. При этом сотрудники могут сконцентрироваться на более сложных, креативных задачах вместо рутинной работы.

Вот кейс: как роботизация помогла банку во время пандемии обрабатывать большее количество заявок, не увеличивая при этом количество сотрудников в штате. В 2020 г. в рамках господдержки были введены льготные кредиты для предприятий малого и среднего бизнеса. Это привело к большому потоку заявок на такой кредит. Один банк, решая проблему возросшей нагрузки на персонал, за три недели роботизировал процесс обработки и проверки заявок на льготный кредит. Это позволило принимать большее число заявок и помогло многим предприятиям: в день робот обрабатывал от 500 до 1500 заявок, а средняя скорость работы с одной заявкой увеличилась в пять раз. Банку удалось снять рутинную нагрузку с 3000 своих сотрудников, что позволило им работать в штатном режиме.

С помощью RPA легко автоматизировать бизнес. Развертывание роботов не требует сложных, дорогостоящих внедрений — RPA можно легко интегрировать в уже работающую ИТ-экосистему и процессы.

Одним из основных преимуществ применения RPA-инструментов является возможность их взаимодействия с устаревшими legacy-приложениями. Вследствие этого компаниям не нужно полностью заменять устаревшую ИТ-инфраструктуру, чтобы улучшить тот или иной бизнес-процесс, например, ускорить обработку и передачу данных или автоматизировать верификацию документов.

Специальные конструкторы приложений на основе low-code позволяют быстро создавать визуальные интерфейсы, используя только веб-браузер и богатую библиотеку элементов, которые можно переносить методом drag-and-drop. С помощью конструктора можно реализовывать не только простые интерфейсы с одной формой, но и продвинутые приложения с несколькими экранами и кастомизированными бизнес-процессами.

Такими приложениями могут пользоваться сотрудники без опыта в программировании для роботизации рабочих процессов в своих зонах ответственности. Люди, которые создают решения для автоматизации без навыков программирования, называются гражданскими разработчиками (citizen developers).

Роботизация может разворачиваться «снизу вверх». С помощью активного ядра citizen developers компании могут проводить автоматизацию на местах, масштабируя в случае необходимости эти инициативы на всю организацию. Гражданские разработчики помогают снизить нагрузку на ИТ-отдел, освобождая место для более приоритетной работы, требующей экспертного взгляда. Штатные программисты получают дополнительное время для решения стратегических задач, за счет того, что автоматизацией на местах занимаются citizen developers.

Полезная роботизация

На данный момент уже есть большое количество реализованных кейсов, которые помогли компаниям сэкономить реальные деньги, оптимизировать бизнес-процессы и получить конкурентное преимущество.

Как и любая новая технология, автоматизированная роботизация будет проходить свои стадии в цикле зрелости технологий Gartner: через пик завышенных ожиданий и точку разочарования к плато производительности. RPA будет развиваться и модифицироваться и в конце концов займет уверенное место на рынке для продуктивного массового использования.

Сегодня появляются инструменты на стыке RPA, компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Программные роботы научились использовать возможности ИИ для решения нестандартных задач, или, например, с помощью OСR-решений могут «читать» и «понимать» производственную документацию.

Интеграция ИИ с RPA в бизнесе помогает проводить автоматизированное распознавания текстов и определять их соответствие необходимым критериям.

Инструменты компьютерного зрения позволяют программным роботам визуально распознавать любые элементы на экране, как если бы это делал человек. AI Computer Vision — технология компьютерного зрения — позволяет не только определять элементы форм, но и четко идентифицировать их на основании расположенных рядом других элементов.

Синергия RPA и машинного обучения позволяет извлекать нужные данные из документов. Для этого разработаны модели полнотекстового распознавания, работающие совместно с OCR-сервисами.

Например, робот-ассистент освободил сотрудников сервисной компании от выполнения рутинных операций, связанных с документооборотом. Он обращается к ERP-системе компании, находит, распечатывает и рассылает клиентам по e-mail бухгалтерские документы (счета, счета-фактуры, накладные), в соответствии с требуемыми параметрами и условиями формирования печатных форм. Скорость выполнения операций благодаря использованию робота-ассистента выросла, а количество ошибок уменьшилось. Это позволило ускорить обработку и оплату счетов, и разгрузить сотрудников, высвободив до двух часов их рабочего времени для решения более творческих и интересных задач.

Резюме

Реальный экономический и бизнес-эффект, которые удается получать от использования программных роботов трудно переоценить. Сценарии с использованием смежных технологий еще больше расширяют возможности от применения RPA: интеллектуальная роботизация, распознавание документов, управление большим количеством параллельных роботизированных процессов и многое другое. Всё это говорит нам о том, что в ближайшем будущем технология не потеряет своей актуальности и будет только развиваться и видоизменяться, осваивая новые горизонты автоматизации и цифровизации.

Источник: издание itWeek, сентябрь 2021 г.

Назад