Российский рынок BI: от отчетов к трансформации бизнеса
Бизнес-аналитика – одно из наиболее перспективных направлений рынка ИТ, которое растет несмотря на общую стагнацию. Именно в инструментах BI представители бизнеса ищут возможность повысить эффективность производства и предложить клиентам новые сервисы. Тем не менее не все российские поставщики BI чувствуют себя комфортно в данных условиях. Одним из стимулов дальнейшего развития отечественного рынка станут меры по импортозамещению.
Цифровизация экономики привела к лавинообразному росту неструктурированных данных, которые при правильном подходе способны принести дополнительную бизнес-выгоду их владельцам. Для этого необработанную информацию из различных источников необходимо перевести в осмысленный, структурированный вид с удобной визуализацией. Объединение данных позволяет выявить корреляции между ними, и в результате появляется возможность построить новые модели развития, которые были недоступны ранее. Именно эти задачи реализуются с помощью инструментов бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI).
Оценки аналитиков
По данным компании Gartner, по итогам 2016 г. выручка от глобальных продаж решений BI составит $16,9 млрд, что на 5,2% больше, чем в 2015 г. Аналитики TechNavio ожидают, что в перспективе до 2020 г. среднегодовые темпы прироста мирового рынка BI превысят 10%. Очевидно, что сегмент бизнес-аналитики чувствует себя намного лучше, чем находящийся в стагнации общий ИТ-рынок. По мнению экспертов Gartner, в 2016 г. глобальные траты на ИТ составят $3,4 трлн, что соответствует показателю 2015 г.
Своим успехом рынок BI обязан росту спроса на технологии больших данных, объем которых увеличивается по экспоненте. По итогам 2013 г., в мире было сгенерировано 4,4 3Б неструктурированных данных. К 2020 г. эта цифра достигнет 44 ЗБ, а в 2025 г. объем больших данных составит 180 ЗБ, предполагают аналитики IDC. «Океан» больших данных подпитывается за счет новых устройств интернета вещей, которые представляют собой различные бытовые приборы, устройства и сенсоры, подключенные к сети и генерирующие огромное количество данных. Вся эта информация может быть использована для создания новых сервисов. По данным Ericsson Mobility Report, с 2015 г. по 2021 г. ежегодный рост подключений к интернету вещей составит 23%. Таким образом, через пять лет из 28 млрд подключенных устройств 16 млрд будут приходиться на устройства интернета вещей.
Наиболее быстрорастущим сегментом BI является продвинутая аналитика, которая позволяет строить прогнозы на основе выявления корреляций между различными данными (в терминологии Gartner – Advanced Analytics Platform). К 2020 г. на это направление будет приходиться 40% корпоративных инвестиций в аналитику. По данным исследования Gartner, ведущими мировыми вендорами в области Advanced Analytics являются Dell, IBM, Knime, Rapidminer, SAS.
<…>
C точки зрения внедрения средств BI, наиболее актуальной является проблема, как перейти от анализа к бизнес-преобразованиям. На многих предприятиях уже внедрены средства аналитики. Однако дело ограничивается формальными отчетами ИТ-отдела перед бизнесом, так как топ-менеджеры пока не совсем понимают, как получить выгоду от новых инструментов. По мнению экспертов Gartner, мировой рынок BI сейчас проходит стадию трансформации, когда от формальных внедрений предприятия переходят к глубокому преобразованию бизнеса на основе аналитических платформ.
Российский рынок BI: скорее стагнация, чем депрессия
На российский рынок бизнес-аналитики оказывает негативное влияние общая экономическая ситуация. Тем не менее выручка ведущих вендоров выросла по сравнению с предыдущим годом, хотя и не достигла пиковых показателей 2013 г. По данным рейтинга CNews, в 2015 г. топ-10 производителей заработали 9,9 млрд рублей, что на 6% больше, чем годом ранее. По итогам 2014 г. был зафиксирован обвал на 18%, а пик продаж был достигнут в 2013 г., когда выручка десятки лидеров достигла 11,31 млрд рублей. Сходная динамика наблюдается, если расширить список до 15 ведущих поставщиков: в 2015 г. их рублевая выручка подросла на 8% после падения на 18% в 2014 г.
<…>
Лучший показатель в этом плане оказался у дебютанта исследования компании MAYKOR -GMCS, бизнес которой по направлению бизнес-аналитики вырос почти в два раза: выручка увеличилась на 96% со 145 млн рублей до 283 млн рублей. Директор департамента продуктов IBM компании MAYKOR-GMCS Константин Подлесный утверждает, что таких результатов удалось добиться благодаря снижению стоимости продуктов BI, что сделало их доступными широкому классу предприятий. «В 2015 г. наша компания реализовывала как самостоятельные BI-проекты, так и комплексные внедрения. В разрезе отраслей это ТЭК, ритейл, транспортно-логистический сектор, машиностроение и химическая промышленность», – рассказал он CNews.
<…>
Назад