Роботы в ритейле: области применения и практические RPA-решения
Роботы в ритейле: области применения и практические RPA-решения
27 апреля 2020

Роботы в ритейле: области применения и практические RPA-решения

Генеральный директор UiPath в России и СНГ Светлана Анисимова – об эффектах автоматизации в ритейле и результатах внедрения RPA-решений.

Роботизация рутинных бизнес-процессов сегодня один из ключевых технологических трендов, определяющих развитие всех отраслей. Ритейл – не исключение.

По оценке McKinsey, 53% всех процессов в ритейле может быть в той или иной степени автоматизировано, в том числе с помощью RPA-решений (роботизированная автоматизация процессов). По сути, речь идет о программном обеспечении, которое выполняет повторяющиеся задачи, повышая уровень производительности и уменьшая число ошибок.

Области внедрения

Разнообразие бизнес-процессов в ритейле обуславливает и разницу в потенциале автоматизации. Так, работа продавцов, требующая развитых коммуникативных навыков, может быть автоматизирована, согласно исследованию McKinsey, наполовину, в то время как у бухгалтеров или специалистов по учету этот показатель достигает 86%.

В числе сфер деятельности, обладающих наибольшим потенциалом для автоматизации, можно выделить следующие:

  • Сбор и обработка данных. Как правило, это очень трудоёмкие процессы с высоким риском допущения ошибок. В США сотрудники в среднем тратят треть рабочего времени на выполнение заданий, которые связаны со сбором и обработкой данных. Потенциал автоматизации здесь превышает 60%.
  • Управление складскими запасами. RPA-решения здесь, в том числе, позволяют быстро обмениваться данными между несколькими системами, включая складскую отчетность, финансовые документы. 
  • Категоризация продуктов. Крупные ритейлеры сталкиваются с большим количеством артикулов, особенно те, кто работает в нескольких странах – необходимо учитывать различные системы каталогизации товаров. Свести все данные воедино помогают автоматизированные решения. Согласно исследованию The Everest Group, благодаря им точность категоризации достигает 98.5%.
  • Клиентская поддержка. С помощью бота клиенты могут получить информацию о состоянии заказа от оплаты до доставки 24/7. Кроме того, RPA-робот может выполнять простые запросы или отправить feedback-данные в отдел маркетинга.  

RPA-решения на практике

В ходе опроса 500 руководителей компаний в восьми странах, проведенного в прошлом году, больше половины из них признали, что автоматизация улучшила продуктивность, а еще треть – заметили уменьшение количества ошибок в различных бизнес-процессах. Популяризация решений обусловлена видимыми результатами.

Например, в ритейле наша компания смогла автоматизировать более 60 процессов – от оформления заказа и оплаты, записи и анализа данных до управления цепочкой поставок и т.д. В результате:

  • Время обработки данных сократилось на 60%;
  • Скорость выполнения задач повысилась в три раза.

Типичный для отрасли кейс – крупный ритейлер тратил много времени на подведение ежедневных отчетов сотни магазинов. Для решения были использованы 400 роботов, которые гарантируют 100% точность операций, а благодаря этому сотрудников перенаправили на решения более сложных задач.

Основной драйвер автоматизации

Согласно прогнозам, рынок intelligent automation – умной автоматизации – вскоре начнет быстро расти. По данным KPMG, инвестиции в рынок решений на основе искусственного интеллекта (куда входят технологии ML, AI, RPA) взлетят с $12,4 млрд в 2018 году до $231,9 млрд к 2025 году в основном благодаря RPA.

Драйвером такой динамики служит все больший уровень интеграции RPA и искусственного интеллекта (ИИ), что ведет к приведет делегированию роботам не только повторяющихся задач, но и более сложных – таких, как прогнозирование и аналитика.

На сегодняшний день можно выделить следующие тренды в индустрии:

  • Изменение парадигмы конкурентоспособности. Автоматизация уже меняет сущность конкуренции в ритейл-индустрии. Например, игроки электронной коммерции соперничают с традиционными продавцами с помощью алгоритмов, которые собирают данные о покупателях и с помощью ИИ персонализируют маркетинговые процессы.

  • Улучшение пользовательского опыта. RPA-боты наряду с оптимизированными процессами бэк-офиса позволяют снижать количество допускаемых ошибок и более эффективно предоставлять сервис, концентрируясь на коммуникации с клиентами.

  • От конкуренции к интеграции. Несмотря на некоторые опасения, роботы не грозят повсеместным сокращением рабочих мест. Согласно исследованию The Economist Intelligence Unit, эксперты сходятся на том, что автоматизация наиболее эффективна в комбинации с человеческими ресурсами.

RPA-решения активно меняют бизнес-процессы ритейла в позитивном ключе, как для владельцев компаний, так и для потребителей. Первые развивают бизнес путем внедрения новейших решений и, одновременно, упрощают операционные процессы. Вторые получают более качественный сервис и современный пользовательский опыт.

Источник: New Retail, январь 2020


Назад