Рецессия, пандемия и роботы — что ждет рынок труда в 2021?
Рецессия, пандемия и роботы — что ждет рынок труда в 2021?
16 марта 2021

Рецессия, пандемия и роботы — что ждет рынок труда в 2021?

Развернувшаяся в 2020 году пандемия COVID-19, вкупе с всемирной экономической рецессией и тотальной цифровизацией бизнеса, которые она повлекла за собой, полностью изменили облик глобального рынка труда. Сотни миллионов людей оказались вынуждены перейти на дистанционную работу или сменить сферу деятельности. А перед организациями остро встал вопрос поддержания здоровья и благосостояния сотрудников. Как будет выглядеть рынок труда в наступившем году — читайте в материале.

<…>

Переход на удаленку

Работодатели обеспокоены физическим и психическим здоровьем своих сотрудников на удаленке. Опрос Principal Financial Group показывает, что для более 40% бизнес-лидеров это стало важнейшим приоритетом в разгар пандемии. Еще около трети уделяют первоочередное внимание моральной и эмоциональной поддержке команды. К примеру, запускают программы помощи сотрудникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, и нанимают корпоративных психологов.

Автоматизация всего

Наконец, на рынок пришли новаторские технологии, которые полностью или частично облегчили человеческий труд. Интернет вещей и робототехнические комплексы теперь активно разворачиваются в горнодобывающей и металлургической отраслях, в то время как госсектор уделяет особое внимание шифрованию, а розница — большим данным. Большинство компаний также внедряет инструменты роботизации бизнес-процессов (RPA) для того, чтобы избавить сотрудников, в том числе удаленных, от рутинной работы. За счет технологической автоматизации бизнес надеется оптимизировать расходы и постепенно выйти из кризиса. Поэтому, по данным WEF, 84% работодателей по всему миру и немногим более 80% компаний в России ускоряют программы цифровизации.

<…>

Спрос на новые навыки

Казалось бы, новые технологии должны отбирать рабочие места у людей. Но это не так. На деле внедрение передовых ИТ-решений приводит к появлению новых должностей, то есть происходит реструктуризация рабочей силы. Более того, 34% опрошенных Всемирным экономическим форумом (WEF) компаний хотят расширить свой штат для более глубокой технологической интеграции. Работодатели ожидают, что к 2025 году 97 миллионов человек найдут новое профессиональное призвание и переквалифицируются.

Но не все так просто. Для того, чтобы перераспределение текущих задач между людьми и машинами было успешным, людям придется учиться. К примеру, из-за тотальной автоматизации уже в следующие пять лет серьезно возрастет спрос на аналитиков информационной безопасности, специалистов по искусственному интеллекту и машинному обучению, инженеров-робототехников, разработчиков программного обеспечения и приложений, а также специалистов по комплексной цифровой трансформации. А умение на пользовательском уровне взаимодействовать с инструментами автоматизации и, в частности, RPA, и вовсе будет обязательным навыком для всех сотрудников.

Поэтому необходимо обладать хотя бы минимальными техническими навыками, чтобы строить карьеру будущего. С этой задачей прекрасно справляются программы переподготовки, которые в период пандемии стартовали во многих компаниях. Даже больше: по данным WEF, число работодателей, предоставляющих сотрудникам доступ к инструментам повышения квалификации, вырастет с 62% в 2020 году до 73% к 2025 году.

В первую очередь такие программы сосредоточены на освоении навыков работы с технологиями и ИТ-проектирования с нуля. Например, в онлайн-Академии UiPath можно научиться создавать программных роботов, даже не обладая глубокими техническими знаниями или профильным образованием. Однако, помимо этого, на курсах повышения квалификации можно развить навыки критического мышления и анализа. И даже освоить инструменты самоуправления, такие как умение самостоятельно выстроить эффективный рабочий процесс, стрессоустойчивость и гибкость. В связи с переходом на удаленку спрос на сотрудников, владеющих ими, растет ежедневно.

Как влияние COVID-19 меняет стратегические приоритеты компаний в России:

  • Предоставление больших возможностей для удаленной работы — 80,6%

  • Ускорение цифровизации рабочих процессов (например, использование цифровых инструментов, видеоконференцсвязи) — 80,6%

  • Цифровизация программ повышения квалификации и переподготовки сотрудников (например, запуск LMS-систем) — 33,3%

  • Ускорение текущих организационных преобразований (реструктуризации) — 30,6%

Лидеры нового поколения

Конечно, пока сложно оценить долгосрочное влияние пандемии на рынок труда. Но понятно одно: важно прямо сейчас защитить один из ключевых активов любой компании и страны — человеческий капитал. И для этого, по данным исследования Oxford и SAP SuccessFactors, необходимы гибкая рабочая политика (с этим согласны 78% опрошенных), медицинские и другие льготы (64%) и финансовая стабильность организации (55%). Более того, бизнес-лидеры должны создавать эффективные системы повышения квалификации, развивать навыки и знания сотрудников и гарантировать, что такие усилия рабочих будут вознаграждены адекватными возможностями трудоустройства. Тогда, и только тогда, они смогут удержать сильных специалистов.

И хотя сейчас непростое время, но и такие моменты бывают полезны. По меньшей мере, из текущей ситуации можно сделать определенные выводы. Главный из них — человеку и компаниям следует быть более гибкими и готовыми принимать новое, и тогда они смогут не только выйти из мирового кризиса с минимальными потерями, но и привести бизнес к процветанию в постпандемическую эру.

Источник: vc.ru, март 2021 г.


Назад