Retail будущего: IT-компании и торговые сети о ведущих технологиях в ритейле
Retail будущего: IT-компании и торговые сети о ведущих технологиях в ритейле
29 октября 2021

Retail будущего: IT-компании и торговые сети о ведущих технологиях в ритейле

AR, VR, AI, BigData, облачные платформы и другие технологии давно вышли за границу наших представлений и теперь как никогда активно внедряются во все сферы жизни и отрасли. Едва ли не главным «полигоном» для тестирования IT-возможностей стал бизнес, который стремится автоматизировать процессы, оптимизировать труд сотрудников и предугадать клиентский запрос.

Безусловно, большой разгон внедрению технологий в бизнес-процессы дала пандемия, которая стремительно поменяла привычки покупателей. Теперь практически каждый житель большого города ожидает не только быстрого, качественного, но и креативного, вовлекающего сервиса даже от «магазинов у дома».

Чтобы соответствовать ожиданиям потребителей, все глубже внедрять инновационные технологии стали и торговые сети. Редакция «Сделано в России» поговорила с ведущими российскими компаниями-разработчиками IT-решений для бизнеса и представителями ритейла, чтобы узнать, какие технологии сегодня входят в топ запросов торговых сетей, зачем их внедрять и для кого они релевантны.

 

Тенденции

Вице-президент GMCS Сергей Осипов рассказал редакции, что сегодня ритейлом востребованы как классические инструменты автоматизации, например, роботизация ряда рутинных бизнес и HR-процессов, так и специализированные решения вроде видеоаналитики и компьютерного зрения. Широта применения технологий зависит от масштабов и «технологической зрелости» торговой сети, пояснил эксперт.

По его словам, технологии помогают ритейлу решать задачи, связанные с прогнозированием промо-акций и спроса на товары, оптимизацией ценообразования, управлением закупками, поставками и персоналом.

«Сегодня, пожалуй, сложно найти в российском ритейле компанию, которая не использовала бы те или иные IT-инструменты. Уровень проникновения технологий в ритейл один из самых высоких в сравнении с другими отраслями», - рассказал Осипов.

<…>

Еще один прослеживаемый тренд - развитие проектов in store - расширение функций продающих приложений ритейлеров для оффлайн-магазинов. Это применение таких сервисов, как биометрическая оплата, навигация по магазину, игровые элементы для покупателей с использованием AR и VR-технологий и персонализированные приложения.

<…>

 

Эффект COVID-19

По итогам 2020 года рост выручки российских ритейлеров через онлайн-каналы значительно превысил аналогичные показатели традиционных офлайн-магазинов, приводит такие данные вице-премьер GMCS Сергей Осипов.

По его словам, пандемия заставила ритейл провести серьезную инвентаризацию используемых технологий и переосмыслить методы своей работы. Так, например, опрос McKinsey & Company 900 руководителей из всех отраслей по всему миру в июле 2020 года показал, что компании переходили на цифровые решения намного быстрее, чем до пандемии. А согласно данным IBM Retail Индекс в США, пандемия ускорила переход от физических магазинов к цифровым покупкам примерно на пять лет. В результате COVID-19 потребитель по-прежнему предпочитает модель «Покупай в Интернете, забирай в магазине» (BOPIS) даже после того, как пик пандемии пошел на убыль, пояснил он.

«В 2020 году к нам начали больше обращаться с запросами внедрения корпоративной системы управления (ERP), миграции на новую версию ПО существующего решения с серьезной доработкой и внедрением новых бизнес-процессов. Все чаще ритейлеры приходят с запросом на облачные решения, поскольку в облаке запускать инновационные продукты и реализовывать новые сценарии обслуживания быстрее», - рассказал он.

<…>

 

Риски и проблемы

Несмотря на вариации применения технологий в магазинах, еще далеко не все компании полноценно работают даже в онлайн. Как отметил вице-президент GMCS Сергей Осипов, в основном отстают по уровню инноваций региональные игроки и малый бизнес.

<…>

Цифровизация, несмотря на преимущества, неизбежно затрагивает вопросы кибербезопасности. Сегодня не только ритейл, но и сфера продаж и услуг в целом, занимаются активным сбором данных о своих клиентах для повышения качества обслуживания, персонализации предложений. Поэтому информационная безопасность и защита данных также должны быть и оставаться в числе приоритетов, считают эксперты отрасли.

 

С покупателями face-to-face

Сегодня потребители ожидают от брендов и розничных продавцов большего, чем когда-либо прежде, отмечает вице-президент GMCS.

«Речь идет не только о качестве, стоимости и прочих характеристиках товаров и услуг, но и исключительном обслуживании. Digital поколение ждет, чтобы покупки были такими же простыми и удобными, как прокрутка ленты в социальных сетях», - заметил Cергей Осипов.

Именно покупатели остаются главной трансформирующей силой отрасли, подчеркивает он.

«Если вас не пугают роботизированные доставщики продуктов – значит скоро вы их увидите на улицах городов вместо курьеров. Тем более, что подобные решения уже есть, и активно тестируются в мире. А «умные» тележки, позволяющие просканировать товар и увидеть общую сумму покупок или даже оплатить их, уже сейчас можно встретить в российских торговых сетях, например, во «ВкусВилле», - пояснил он.

<…>

Автор: Карина Камалова

Источник: портал "Сделано в России", октябрь 2021 г.


Назад