Человеческий капитал СУЭК
Человеческий капитал СУЭК
17 марта 2009

Человеческий капитал СУЭК

В современных условиях персонал является особенно ценным ресурсом, во многом определяющим успешность деятельности компании. 

В крупных территориально распределенных компаниях, имеющих сложную организационную и управленческую структуру, какими являются предприятия энергетического комплекса, задачи управления персоналом имеют ряд специфических особенностей. Наглядным примером оптимизации процессов кадрового менеджмента можно считать опыт автоматизации управления кадрами в рамках общей стратегии управления человеческими ресурсами Сибирской угольной энергетической компании.

Летом 2008 года Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) завершила внедрение системы управления персоналом на базе решения SAP «Управление человеческим капиталом» (SAP ERP Human Capital Management) на 12 добывающих, перерабатывающих и вспомогательных предприятиях холдинга. Внедрение автоматизированной системы управления персоналом осуществляла совместная проектная команда, куда вошли консультанты компаний GMCS и MOLGA. Главными особенностями работ стали кратчайшие сроки внедрения пилотного проекта на предприятиях угольного объединения в Красноярском Крае, составившие всего 6 месяцев, включая разработку методологии, а также широкая географическая распределенность предприятий СУЭКа и масштабы внедрения.

Проект внедрения HRM-системы был инициирован СУЭК с целью обеспечения гибкой кадровой политики, отвечающей бизнес-потребностям предприятия, а также мировым практикам управления персоналом. Выбор в качестве инструмента выполнения этой задачи специализированного решения SAP «Управление человеческим капиталом» (SAP ERP HCM) был продиктован широкими функциональными возможностями решения, позволяющего эффективно управлять базовыми кадровыми процессами (кадровым учетом, управлением льготами, управлением рабочим временем и т.д.), а также процессами развития кадрового потенциала (корпоративным обучением, управлением мотивацией и эффективностью деятельности персонала). Кроме того, SAP ERP HCM содержит инструменты кадрового планирования и аналитики.

По результатам тендера в качестве исполнителей работ были привлечены консалтинговые ИТ-компании GMCS и MOLGA. Сфера ответственности GMCS заключалась в разработке методологии внедрения SAP ERP HCM на предприятиях угольного объединения. Данная методология, включающая в себя анализ, унификацию и оптимизацию процессов управления персоналом и расчета заработной платы, была разработана за 4 месяца. В итоге такой подход позволил консультантам GMCS описать для каждого предприятия СУЭК все варианты сдельной оплаты учетных единиц (производственных коллективов), а также особенности начисления фонда зарплаты (ФЗП) по этим единицам и распределения его между рабочими. Кроме того, были выявлены различия в формах документов (нарядах), выполнен анализ зависимости фонда заработной платы каждой смены и участка от результатов работы. На основе полученных данных консультанты GMCS разработали рекомендации по оптимизации деятельности HR-служб предприятий всех типов – открытой угледобычи, ремонто-механических и погрузотранспортных. Как отмечает Борис Рапопорт, вице-президент группы компаний «КомпьюЛинк» и руководитель проекта со стороны GMCS, использование методологической основы позволяет максимально использовать возможности автоматизации для повышения эффективности кадровых процессов при реализации стратегии развития компании, а также обеспечивает возможность осуществления единой политики HR.

Непосредственно внедрением кадровой системы занималась MOLGA. Опираясь на выработанную методологию и используя собственные типовые решения, специалисты компании МOLGA осуществили внедрение системы SAP ERP HCM на двенадцати предприятиях пилотной зоны внедрения с численностью персонала более 9 тыс. человек спустя всего 6 месяцев с момента старта проекта. По словам Андрея Войны, руководителя проекта SAP ERP HCM, CУЭК, благодаря инновационной схеме GMCS, предполагающей пошаговую апробацию методологии, СУЭК смогла начать работы по внедрению новой системы управления на предприятиях параллельно решению методологической задачи.

По завершении внедрения пилотного проекта СУЭК отметила снижение трудоемкости начисления заработной платы на 25 %. Кроме того, на сегодняшний день расчет заработной платы для персонала предприятий CУЭК, работающих в Москве и Красноярском крае, осуществляется на 5-й день после закрытия отчетного периода. До внедрения решения сроки формирования бухгалтерской отчетности составляли 11-12 дней. Предоставленная новой системой возможность оперативно получать и анализировать информацию о действующем штатном расписании, численности, составе, категориях сотрудников, а также о движении работников позволяет значительно сократить время на подготовку соответствующих документов и ее передачу в Фонд охраны труда и Пенсионный фонд. Существенно повысилось качество и точность исчисления налоговых обязательств перед бюджетом Красноярского Края, для которого предприятия CУЭК выступают одним из основных налогоплательщиков. Также реализована возможность оперативно формировать отчетность для государственных органов контроля (Федеральной миграционной службы, Пенсионного Фондф и т.д.).

Следует заметить, что в ходе проекта построения новой системы управления персоналом на СУЭК предполагается автоматизировать около 50 предприятий в восьми регионах (Москва, Республика Бурятии, Кемеровская область, Красноярский край, Приморский крае, Хабаровский край, Республика Хакасия, Читинская область). В настоящее время СУЭК продолжает тиражирование HRM-системы в остальных подразделениях компании.



Назад