… плюс ERPзация всей страны
… плюс ERPзация всей страны
3 февраля 2006

… плюс ERPзация всей страны

ERP или Enterprise Resource Planning – система управления экономическими ресурсами предприятия. Важнейшей причиной роста ERP-внедрений в нашей стране является рост отечественной экономики.

Основная функция ERP-систем – организовать прозрачное и взаимосвязанное управление всеми основными ресурсными потоками на предприятии, за счет комплексной автоматизации всех ключевых функций и процессов управления.

Все ERP-системы, включая и SAP, Oracle, BAAN были разработаны в конце 80-х начале 90-х годов уже прошедшего века. Строго говоря, на это время приходится появление первых коммерческих образцов этих систем, тогда как их теоретическая база была разработана гораздо раньше. 

При этом, как подчеркивает Константин Ефимычев, директор департамента консалтинга «Энвижн Групп», аббревиатура ERP существует на рынке как концепция, но не как стандарт, в отличие, скажем от известной MRP II. 

Постепенно, в процессе своего развития ERP-системы все более специализировались, появлялись решения ориентированные на конкретный вид бизнеса, которые были призваны решать определенный вид задач. Так сложился рынок подобных решений. 

«Рынок ERP-систем очень динамичный, – говорит Кирилл Булгаков, генеральный директор компании Sputnic Labs. – Количество компаний, занимающихся внедрением ERP, консалтингом в этой области, сопровождением систем выросло за последние годы в десятки раз». Важнейшей причиной, роста ERP-внедрений в нашей стране, по мнению Кирилла Булгакова, является рост отечественной экономики, наметившийся в последнее время, а также желание российских компаний полностью контролировать бизнес. 

На этой волне, в 1998-1999 гг. особым вниманием стала пользоваться тема CRM-систем /Client Relation Management, управление взаимоотношениями с клиентами/ специализированных систем, обеспечивающих работу подразделений, участвующих во взаимодействии с клиентами компании. Хотя, по большому счету, любая большая ERP-система включает в себя CRM-приложение. Тем не менее, чаще такие решения выделяются в отдельный подвид. По словам Кирилла Булгакова, ценность таких решений в том, что они реализуют недоступные ранее методы создания добавленной стоимости в сфере клиентского взаимодействия. 

Самым последним направлением в генезисе ERP-систем стал так называемый ERP для ИТ. Дело в том, что мало на каких предприятиях проводилась комплексная информатизация. Чаще всего автоматизировался какой-то один процесс или отдел. Потом еще какой-нибудь и так далее. С течением времени получалось так, что бухгалтерия, к примеру, пользовалась одной системой, склад другой, линия сборки третей, а логистики – четвертой. 

При этом, далеко не все компании, при выборе ERP-системы готовы полностью отказаться от своих старых программ, почти всегда они ищут возможность компромисса, прежде всего, чтобы минимизировать затраты. Поэтому некоторые ИТ-компании предлагают решения, позволяющие объединить уже действующие системы в один программный комплекс, в которые они входят на правах элементов. Таким образом, получается, что ERP-система превращается в некую надстройку и управляет не напрямую бизнес-процессами, а приложениями, которые с ними работают. 

Кому и для чего все это нужно? 

«ERP-системы на сегодняшний день устанавливают, в первую очередь, предприятия средних и крупных масштабов во всех отраслях, где есть инвестиционный потенциал», – читает Константин Ефимычев. По его словам, основной целью является обеспечение «прозрачности» всех процессов происходящих в организации, полный учет первоначальных данных и эффективная система планирования и отчетности, оптимизации всех аспектов деятельности предприятия в рамках единого информационного пространства. 

В свою очередь, почти все производители ERP-систем в один голос уверяют нас, что в настоящее время ERP-системы стали настолько популярными, что ими уже интересуются представители малого и среднего бизнеса. Но тут надо четко понимать, что собственно разумеется под малым и средним бизнесом? Как известно, в США предприятие, где количество работающих не превышает 200 человек, считается малым бизнесом. У нас масштабы несколько иные: 200 человек это уже крепкое среднее предприятие. Малый бизнес для России – это какое-нибудь туристическое бюро, в котором работают 5 человек или магазин, с числом работающих в 15-20 человек. 

«В России ERP-системы заказываются теми предприятиями и холдингами, в которые пришла «волна» менеджеров нового поколения, желающих навести порядок в доставшемся им «наследстве», обеспечить себя качественными информационными потоками для принятия решений, автоматизировать часть рутинных операций в области управления, обеспечить взаимосвязанное управления всеми видами экономических ресурсов на предприятии», – говорит Екатерина Воропаева, вице-президент компании GMCS. От себя добавим, что, как правило, это очень и очень крупные предприятия. 

Кроме того, есть и такие предприятия, которые внедряют ERP-системы под давлением обстоятельств. 

Например, если вы даже не выставляете акции своей компании на IPO, то все равно, при проведении аудита отсутствие ERP-системы едва ли пойдет вам в плюс. Это связано с тем, что на западе в настоящий момент полным ходом идет построение информационного общества, о котором мы еще только говорим. В этом обществе любое движение предпринимателя, любая транзакция или любой другой бизнес-процесс обязательно должны быть задокументированы. И западные инвесторы привыкли, чтобы так было в тех компаниях, куда они вкладывают деньги. В этой связи появился даже некий подраздел ERP-систем, под названием системы внутреннего контроля, о чем мы уже ранее писали. 

Еще одной причиной для внедрения ERP-систем считается диверсификация бизнеса компаний. Крупные холдинги, которые выросли на определенной сфере бизнеса, все чаще и чаще предпочитают приобретать компании, деятельность которых является для них непрофильной. Какая-нибудь пищевая компания может иметь в собственности компанию, производящую тару или полиграфическую продукцию Всем этим хозяйством необходимо как-то управлять, что без грамотно построенной ERP-системы, включающей в себя в числе прочего и элементы ERP для ИТ, сделать довольно трудно. 

«Каждая компания, внедряя некую систему, закладывает в нее определенный бизнес-процесс. Чем больше система, тем больше в ней модулей, каждый из которых можно настроить под ваш бизнес, или направления бизнеса», – говорит Екатерина Воропаева. Но, если бизнес постоянно меняется, то в случае не очень удачного решения при каждом таком изменении все нужно настраивать заново, что не очень удобно, мягко говоря. Чтобы этого избежать, в любую ERP-систему на этапе проектирования необходимо закладывать возможность развития. Она – система – по идее должна изменяться вместе с вашим бизнесом. В настоящее время очень много компаний, у которых есть какая-то ERP-система, но она не может развиваться, и потому требуется либо инсталляция новой системы, в которую старая войдет как составная часть, либо полной переустановки всей системы. 

Другими словами, ERP-система должна быть масштабируема. Такая масштабируемость в корне отличается от понятия, что под этим словом часто подразумевается как возможность распространять одно решение на множество мероприятий. На самом деле, под этим понятием понимается то, что для каждого процесса должно быть собственное решение. И каждое решение должно легко состыковываться с другим, на манер железнодорожных вагонов. Только так можно обеспечить развитие проекта. 

Но здесь есть и другая сторона вопроса. Когда предприятие выбирает систему, то оно, прежде всего, преследует стратегические цели, хотя первое внедрение любой системы сводится к решению лишь тактических задач. Это аксиома. Ведь, как известно, сначала нужно построить дом, а потом уже развешивать люстры, вазы и бантики на занавесках. Поэтому первое внедрение создает некий каркас, к которому крепится все остальное.

«Судя по моему опыту, все компании, у которых были успешные проекты, понимали, что первое внедрение принесет определенные дивиденды для всего проекта, но не сможет решить всех задач, стоящих перед компанией», – полагает Екатерина Воропаева. В самом деле, если компания хочет получить максимум стратегического эффекта от этого внедрения, она начинает его развивать, собственно ведь в этом и состоит смысл всего решения. 

Трудности роста и перспективы на будущее 

Как говорят специалисты, если компания внедряет ERP-систему, это означает, что она выросла. Действительно для того, чтобы испытать потребность во внедрении ERP-системы необходимо иметь хотя бы несколько разных бизнес-процессов, которыми необходимо управлять. «В не меньшей степени, чем желание, для успешной инсталляции ERP-системы имеет значение фактическая готовность компании к внедрению ERP-системы», – считает Кирилл Булгаков. 

Успешный результат во многом зависит и от методологии внедрения и от профессионального уровня консультантов. Готовность российских компаний в массе к внедрению такого класса систем не высока, но желание следовать передовым, проверенным международным бизнесом технологиям очень высокое. Как показывает практика, легче ERP-системы внедряются в компании с западным стилем управления. 

Количество и качество систем на рынке достаточно, чтобы удовлетворить желание самого взыскательного клиента. Развиваются они в сторону интеграции разнородных систем и расширения функциональности. Производители внимательно следят за потребностями компаний и чутко реагируют тенденции и методологии, позволяющие компаниям занимать лидирующие позиции, опережать конкурентов. Все это находит отражение в многообразии функций и возможностей такого рода систем.

По словам Виктора Ермака, директора по развитию бизнес-практики компании «Квазар-Микро»: «ERP-системы, как и ИТ-рынок в целом, будут идти по пути еще большей специализации. Будут востребованы отраслевые, вертикальные решения. Для достижения более глубокого соответствия задачам конкретного предприятия будут востребованные интеграционные решения, объединяющие ERP и различные приложения в единую корпоративную информационно-управленческую систему». На самом деле, все это означает, что в ближайшее время производители ERP-систем намерены фактически создавать разные решения для разных сфер бизнеса. Ведь бизнес-процессы в разных компаниях, даже работающих в одной отрасли сильно отличаются друг от друга, что и говорить про разные отрасли. Похоже, вендоры обратили на это внимание, так как кое-где уже появляются решения, которые действительно ориентируются на конкретные сферы, а не стремятся загонять их в узкие рамки собственных стандартов. 

Рост российского рынка обусловлен различными факторами, но, прежде всего, это требование рынка для компаний: быть прозрачными, прогнозируемыми, эффективными и хорошо управляемыми. Сегодня ERP рассматривается компаниями как единая платформа для решения стоящих перед ними управленческих задач. 

Сколько стоит? 

Многие указывают на то, что внедрение ERP-систем очень дорого, и пока нельзя всерьез рассчитывать на то, что компании, представляющие средний и малый бизнес ринутся внедрять их у себя. 

Первыми по стоимости идут системы производства SAP и Oracle. Только программное обеспечение для них стоит порядка 4000-5000 евро за каждую пользовательскую лицензию. Чуть ниже цена на BAAN, затем идет Axapta и Navision. Вот и умножайте. Среднее внедрение в холдинге – это примерно 20-30 рабочих мест, если это модуль «Финансы». Если вдобавок к нему внедряется еще и «Логистика», то это уже 50-60 рабочих мест, а полный цикл внедрение может охватывать и 100-150, и 200, и даже 300 рабочих мест. Таким образом, стоимость только программного обеспечения на разных предприятиях составляет от 100 тыс евро до 1 миллиона евро. 

Добавим сюда еще аудит и консалтинг, которые необходимо проводить перед внедрением. Независимым ИТ-консалтингом пользуется процентов 30 предприятий, остальные предпочитают обходиться собственными силами. Средняя стоимость консалтинга составляет примерно от 1500 до 2000 евро за каждую лицензию дополнительно к стоимости софта. 

Сами модули различаются по цене, дешевле всего стоит модуль «Финансы», так как здесь все более-менее однотипно для всех предприятий, а вот модуль «Производство»стоит дороже, так же как и «Логистика», так как здесь много уникальных деталей. У нас мало случаев внедрение всей системы полностью, как правило, вначале устанавливаются два-три ключевых модуля. 

Вообще качество решений не сильно зависит от его цены. Ведь главное – настроить систему под нужды конкретного предприятия. В этом-то часто и кроется причина претензий пользователей. Существуют удачные внедрения и за 300 тыс евро, а есть и не очень удачные за 10 млн и даже больше. 

Поэтому любой проект по внедрению ERP-систем – это нечто сродни искусству, ведь как не существует абсолютно идентичных людей, так же не существует и абсолютно идентичных предприятий. А потому интегратор, внедряя ту или иную систему, решает задачи, которые только по виду похожи на те, с которыми он справлялся раньше. На самом деле, каждый раз он все делает по-новому. 

В целом, если говорить о России, то следует ожидать, что в обозримой перспективе распространенность у нас ERP-систем будет возрастать по мере роста бизнеса российских компаний и выхода их на международные рынки. Предпосылки к этому в настоящее время есть. Поэтому есть предпосылки и к все более широкой ERPзации российского бизнеса.


Назад