ИТ в ритейле: курс на повышение уровня аналитики
ИТ в ритейле: курс на повышение уровня аналитики
28 апреля 2015

ИТ в ритейле: курс на повышение уровня аналитики

На фоне кризиса ритейл проявляет все большее внимание к возможностям, которые открывает автоматизация. Интернет-торговля явно опережает офлайн по эффективности за счет более глубокого знания клиента. Соответственно, не снижается спрос на аналитические ИТ-решения. Среди перспектив ближайших трех лет – облака, большие данные, аутсорсинг, мобильность,   e-commerce и омниканальное общение с клиентом.

Cогласно данным последнего прогноза Минэкономразвития, в 2015 году кризисные явления в экономике сохранятся, инфляция может достигнуть 12%, реальные зарплаты россиян упадут более чем на 9%, а реальные доходы – на 6%. Таким образом, рынок розничной торговли, как и вся экономика нашей страны, вступил в продолжительный кризис, и рассчитывать на скорое его преодоление, по-видимому, не приходится.

Золотое время аутсорсинга

Сложившаяся экономическая ситуация заставила ритейлеров снижать капитальные затраты и минимизировать риски. И одним из способов добиться этого является передача на аутсорсинг уже имеющейся ИКТ-инфраструктуры или приобретение ее по сервисной модели.

Так, в 2014 году сеть А5 делегировала компании MAYKOR техподдержку ИТ-инфраструктуры в аптеках в Вологодской, Костромской и Ярославской областях. Аутсорсер отвечает за весь комплекс задач по поддержанию стабильной работы автоматизированных рабочих мест и оргтехники. Также MAYKOR расширила сотрудничество с группой компаний «Детский мир». Аутсорсер будет обеспечивать техническое обслуживание систем безопасности в 277 торговых точках сети, а также их монтаж и ввод в эксплуатацию в открывающихся гипермаркетах.

«Пока в аутсорсинге для ритейла преобладают традиционные форматы предоставления услуг, но интерес к сервисной модели (в практике MAYKOR это услуги BSaaS – бизнес-решения как услуга) постепенно растет», – говорит Юрий Малкин, вице-президент по работе с ключевыми клиентами MAYKOR.

Заместят ли импорт в ритейле

Также не получила пока широкого распространения в ритейле тема импортозамещения. Несмотря на то, что ритейлеры заинтересованы во внедрении решений с наилучшим соотношением цена/качество, а из-за роста курса доллара стоимость предложений западных поставщиков существенно возросла, это не привело к ощутимому росту спроса на предложения отечественных вендоров.

«Говорить о существенном изменении спроса в сторону отечественных ИТ-решений пока нельзя, – согласен Сергей Осипов, директор по специальным проектам MAYKOR-GMCS. – Некоторые иностранные поставщики в свете тенденций импортозамещения отказались от немедленного резкого повышения цен на свою продукцию в 2014 году, что оказало влияние на баланс спроса».

Радуга перспектив

О том, сколько времени будет длиться кризис и насколько глубоко он затронет экономику России, доподлинно не знает никто. Поэтому в ближайшие годы о существенном росте рынка ИТ в ритейле, видимо, придется забыть.

Рутинные бизнес-процессы, связанные с высокими капитальными затратами, а также финансовые, кадровые, бухгалтерские, делопроизводственные рутинные функции, будут передаваться на аутсорсинг. «Применение аутсорсинга будет нацелено на снижение затрат за счет инновационных подходов и технологий», – уточняет Сергей Осипов.

С точки зрения подходов к работе, по мнению Сергея Осипова, можно ожидать развития уже имеющихся ИТ-решений не только «вширь», но и «вглубь», а также тщательной расстановки приоритетов при реализации новых проектов на основании показателя их необходимости для бизнеса и способности повысить его эффективность.



Назад