Интервью TAdviser: Вадим Пестун, ИТ-директор СУЭК, о роли информационных технологий в добыче угля
Интервью TAdviser: Вадим Пестун, ИТ-директор СУЭК, о роли информационных технологий в добыче угля
11 сентября 2017

Интервью TAdviser: Вадим Пестун, ИТ-директор СУЭК, о роли информационных технологий в добыче угля

Современный процесс угледобычи зависит от ИТ практически на всех этапах. На каждом из них решаются задачи оптимизации, управления производством и контроля качества. О том, какие ИТ-платформы используются в холдинге и какие технологии нужны при добыче и транспортировке угля, в интервью TAdviser рассказал Вадим Пестун, ИТ-директор Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК).

Недавно СУЭК объявил о рекордном объеме добычи – 100 млн тонн. Какую роль в этом достижении сыграли информационные технологии?

Да, есть такой рекорд - 100 млн тонн угля было добыто в прошлом году. Для того, чтобы эти 100 млн тонн добыть, требуется хорошо отлаженная цепочка действий, в которой участвует много механизмов, машин и сотрудников. ИТ являются «клеем», позволяющими этой цепочке существовать и эффективно работать. ИТ обеспечивает информационные потоки: предоставляет необходимые данные в нужные моменты времени и способствует принятию правильных управленческих и инженерных решений. 

Расскажите на примере, какие технологии используются, скажем, при отгрузке угля?

Вы удивитесь, но уголь – это скоропортящийся продукт. Если вы добыли бурый уголь и храните в больших кучах (называется – штабель), он начинает гореть из-за процессов окисления, если в маленьких - он начинает измельчаться и размываться водой. Практически никогда не допускается смешивание разных сортов угля в одном штабеле. Следовательно – пространство всегда в дефиците. Вывод – уголь нужно быстро вывозить и реализовывать. Обычный способ реализации – загрузить судно в порту.

Возьмем для примера наш северный порт в Мурманске. Там на погрузке угля используются старые краны с ковшами-черпалками. Но при этом работает автоматика. Она обеспечивает равномерное наполнение судна углем, подсказывает оператору, как создать правильный угольный «коктейль» - из каких штабелей, хранящих уголь разных сортов, сколько ковшей взять.

Как новый пример ИТ, упомяну наши планы по экологическим диспетчерским, которые устанавливаются в портах и позволят строго следить за запыленностью, шумом и другими параметрами, увязывая ритм отгрузки с метеоусловиями, приливами и отливами, координировать логистику железнодорожного транспорта.

В чем сложность приготовления «коктейлей» из разных сортов угля, о которых вы упомянули? Зачем здесь ИТ?

Вы слышали про задачу об оптимальной диете? Во время Первой мировой войны у немцев возникла проблема: как накормить армию за минимальные деньги, чтобы при этом солдаты получали необходимое количество белков, жиров и углеводов. При том, что у каждого продукта есть своя стоимость и свой набор питательных веществ.

Задача была решена методами линейного программирования и потом активно использовалась в госпланировании. Такая же задача стоит и у нас. «Коктейли» или смеси могут быть сделаны из различных сортов угля и привязаны к параметрам электростанций. Как соорудить требуемую смесь, чтобы ее себестоимость была минимальной, маржинальность максимальной и при этом она соответствовала по калорийности, зольности и т.п. требованиям заказчика? На этот вопрос мы отвечаем, решая задачи оптимального планирования, увязывая планы сбыта с возможностями производства и ограничениями логистики.

<…>

А как, например, происходит выбор, какой уголь, где и сколько добывать? Используются ли ИТ на уровне планирования?

Да, существуют специальные программные решения, которые занимаются планированием с учетом долгосрочного и спотового спроса. Мы можем определить, какие типы углей на каком добычном предприятии нам необходимо получить. Из этого формируется план. А из плана следует, сколько потребуется людей, оборудования, энергии и прочего. Такую задачу мы решаем каждый год и уточняем каждый месяц. Для этого используется специальное ПО, оптимайзеры, в частности, продукт River Logic.

Но планирование требуется на разных временных горизонтах. Возьмем горизонт 5-20 лет, на нем указанный тип планирования не подходит, уже необходимо привязываться к геологии. Мы должны понимать, сколько у нас вообще есть угля, имеет ли смысл продолжать добычу на конкретном месторождении. Для этих целей есть совершенно другие продукты, которые позволяют, увязывая качество угля в меторождении, геологию, расположение и многие другие параметры, формировать стратегию по отношению к той или иной шахте или разрезу. Мы не можем точно учитывать спрос на этом этапе, но желательно сделать прогноз.

Из долгосрочных планов формируются более короткие планы. На горизонте 1 год мы можем четко понимать, как будет себя вести любой из наших 100 заказчиков. На горизонте 1 месяц мы будем понимать свои потребности по запчастям, трудовым ресурсам, сложности, связанные с логистикой. На горизонте в 1 сутки мы знаем еще более точно, что у нас конкретно происходит. Все эти горизонты должны быть связаны и спланированы, причем степень связи сверху должна быть очень высокой. Мы понимаем, что для этих целей нужно некое интегрированное бизнес-планирование. И надеемся, что решениями SAP сможем закрыть эту потребность. Хотя на каждом уровне будут использоваться свои собственные оптимизаторы.

С ваших слов, получается, что добыча угля – это очень высокотехнологичный бизнес.

Без ИТ этот бизнес вообще не шел бы. Все, что я вам описал, практически каждый шаг так или иначе ИТ-зависим.

Давайте пройдемся по всем уровням систем: ERP, MES, SCADA. Какие платформы используются на каждом из них?

В крупной компании, имеющей относительно долгую историю автоматизации, уровень SCADA практически невозможно построить на одной платформе. Решений много, каждый производитель пытается использовать свою платформу, но мы стараемся выдержать определенный узкий диапазон (платформ).

На уровне MES у нас используется примерно 6 различных систем. Но они (в очень большом количестве случаев) должны быть различны, так как разные MES-системы требуются для портов, логистики, обогатительных фабрик, открытых или подземных горных работ.

На самом верхнем уровне мы стараемся держать минимальный набор систем и считаем, что вполне достаточно двух платформ от двух производителей: SAP и Microsoft. Есть системы, для которых мы не смогли найти подходящего решения на рынке, например, транспортная логистика. Количество вагонов, которые мы обрабатываем, на порядок больше, чем у других добывающих компаний. Нам оказалось проще взять и решить эту задачу «на коленке», написав свою собственную систему, с учетом всех наших особенностей и know how бизнес-процессов.

Кто занимается написанием этих решений, внешние подрядчики?

Мы стараемся разумно и ограниченно использовать внешний консалтинг. Мы должны быстро реагировать на меняющиеся потребности бизнеса. Для этих целей проще и эффективнее иметь свой собственный пул ресурсов, который максимально приближен к бизнесу и решает их задачи. Конечно, совсем не обязательно, чтобы все эти ресурсы были в вашем штате. Необходим баланс внешних и внутренних ресурсов.

<…>


Назад