На пороге модернизации
9 декабря 2009

На пороге модернизации

Модернизация российского машиностроения, в том числе автоматизация и внедрение ИТ–систем, довольно часто в последние годы диктуется желанием занять более значимое, чем ранее, место на мировых рынках, продавать свою продукцию на всех материках.

Как только такая задача серьезно ставится в повестку дня, становится ясно, что базу для ее решения еще только предстоит создать, так как если и были наработки советского времени, то они давно утрачены, а часть требований, например выпуск электронной документации изделий, предоставление комплексной информационной поддержки к набору современных сервисных программ, являются совершенно новыми для российских производителей. О том, как задачи такого уровня собираются решать в «Вертолетной сервисной компании» (ВСК), входящей в относительно недавно созданный холдинг «Вертолеты России», рассказывает Роман Марковский, директор по информационным технологиям ВСК.

Intelligent Enterprise: Какими потребностями бизнеса диктуется необходимость применения новых ИТ–средств в вашей компании?

Роман Марковский: Пока доля российской вертолетной техники на мировом рынке невелика, и перед вертолетостроительной отраслью поставлена цель –довести этот показатель до значения не менее 15%, а также увеличить доход от поставки запасных частей, технического обслуживания и ремонта, интегрированной логистической поддержки и обучения персонала до 30% от общего объема, что потребует серьезных изменений в организации нашей работы и применение современных информационных технологий. При этом общей тенденцией стала ситуация, когда покупатели желают не только приобрести вертолет как таковой, но и получить от поставщика приемлемые гарантийные обязательства, оценку стоимости владения вертолетом (которая зависит от назначенного и межремонтных ресурсов, стоимости технического обслуживания, запасных частей и их доступности), а также инжиниринговую и техническую поддержку для поддержания летной годности воздушных судов.

По ряду эксплуатационных характеристик вертолетной техники и наличию разветвленной сервисной сети для её обслуживания наши производители пока проигрывают конкурентам. Отчасти такая ситуация сложилась потому, что в советское время обслуживание и ремонт вертолетной техники выполняли организации, подведомственные министерству обороны и министерству гражданской авиации, сами же разработчики и производители были отстранены от реальных проблем эксплуатации.

Исходя из сложившейся ситуации, перед ВСК поставлены цели по созданию высокоэффективного бизнеса в сфере послепродажного обслуживания вертолетной техники и достижения высокой конкурентоспособности вертолетов российского производства за счет повышения уровня сервисного обслуживания. И как следствие перед нами стоят задачи по восстановлению всей необходимой инфраструктуры послепродажного обслуживания техники и построению эффективной сети материально–технического обеспечения (МТО) эксплуатантов и серийных заводов. Предстоит создать сеть региональных центров технического обслуживания и ремонта (ТОиР), сеть складов, построить автоматизированные системы поддержки бизнес–процессов послепродажного обслуживания. Все большее число эксплуатантов хотят перейти на программы поддержания летной годности по техническому состоянию, поэтому потребуются соответствующие программы технического обслуживания и ремонта. Уже востребована эксплуатантами абонементная форма сопровождения эксплуатации, когда большая часть задач по поддержанию летной годности парка отдается на аутсорсинг, и наша компания готовится к реализации такой формы сотрудничества.

Кроме того, потребуется разработка и предоставление эксплуатационной документации в электронном интерактивном виде, разработка современных наземных автоматизированных средств контроля и диагностики, нужно будет наладить сбор статистической информации о наработке вертолетов, выполненных работах и ремонтах, выявленных неисправностях, чтобы разработчики и изготовители вертолетной техники смогли использовать получаемую статистику при модернизации поставляемых и разработке новых моделей вертолетов, а наша компания использовала бы данную информацию для прогноза и планирования услуг, в том числе и в интересах деловых партнеров.

Все эти задачи и будет решать ВСК совместно с предприятиями вертолетостроительной отрасли. Для поддержки всего спектра процессов будет создана комплексная автоматизированная информационная система, которая станет составной частью единого информационного пространства для всех участников – конструкторских бюро, производителей, эксплуатантов, поставщиков комплектующих. К ее созданию мы и приступили в начале этого года.

Intelligent Enterprise: Какую технологическую базу вы для этого выбрали?

Роман Марковский: Еще в 2007 году специалисты ВСК проанализировали текущее состояние системы послепродажного обслуживания вертолетной техники и описали все бизнес–процессы «as is» («как есть»). Исследование охватило все предприятия, задействованные в послепродажном обслуживании и интегрированной логистической поддержке. Кроме того, был изучен и международный опыт производителей вертолетной техники и производителей комплектующих. Затем бизнес–процессы были систематизированы, сгруппированы, в какой–то мере унифицированы. Был проведен их реинжиниринг: построены и формализованы процессы «to be» («как должно быть»).

На этом этапе был сделан выбор информационной системы. Принципиальной для выбора была возможность автоматизации всего спектра задач единым комплексным, хорошо масштабируемым решением от одного производителя, включая автоматизацию финансовых потоков, сквозного планирования МТО и ТОиР и, в перспективе, автоматизацию процессов бюджетирования, управления единой нормативно–справочной информацией и расширенного планирования цепочками поставок. Ведь в дальнейшем мы планируем включать в наше информационное пространство не только предприятия холдинга и эксплуатантов, но и заводы сторонних поставщиков.

Мы остановились на Oracle E–Business Suite и интегрированным с ним специализированном ПО для автоматизации управления ТОиР авиационной техники Oracle cMRO. Подрядчиком выбрали альянс ИТ–консалтинговых компаний «АПРО–Капитал» и GMCS(входят в группу «КомпьюЛинк»). В дополнение к основному проекту исполнителем были даны рекомендации для информационных решений отдельных предприятий и конструкторских бюро. В ходе работы неминуемо придется объединять CAD/CAM/CAE–системы, PDM–системы, ERP–системы. Процесс интеграции должен быть максимально унифицирован и упрощен за счет использования решений, по возможности, от одного производителя или имеющих готовые адаптеры, не ограничивая при этом требуемой функциональности. Все системы должны будут использовать единую систему управления мастер–данными (нормативно–справочной информацией). Рекомендации были сделаны с учетом этих аспектов.

Intelligent Enterprise: Почему вы остановились именно на комплексном решении, а не наборе «лучших в своем классе»?

Роман Марковский: Основа нашего подхода – комплексность. В первую очередь мы поступаем так потому, что компания наша небольшая. В крупных холдингах интеграция «лучших в своем классе» себя оправдывает, так как есть много узкоспециализированных задач, для которых не годятся унифицированные подходы. В ВСК же сотрудники, в основном, специалисты широкого профиля, логистикой и финансами зачастую занимаются одни и те же менеджеры, и им удобней иметь дело с одним продуктом, а не со многими.

Мы рассматриваем вертолетостроительный холдинг, как реализующий полный жизненный цикл изделия от производства до утилизации. Конструкторские бюро реализуют разработку, серийные заводы – производство, а ВСК – эксплуатацию. У нас есть две кооперации – «Милевская» и «Камовская». Есть смысл придерживаться стандартных решений для каждого этапа жизненного цикла, чтобы средства автоматизации, как минимум в рамках одной кооперации были едиными.

Предполагается, что в рамках создания единого информационного пространства, будут достигнуты соглашения о формате обмена данными между информационными системами предприятий холдинга, а эталонная структура нормативно–справочной информации и сама НСИ будет храниться, обрабатываться и синхронизироваться посредством системы управления мастер–данными. В перспективе, на уровне взаимодействия предприятий, возможно использование интеграционной шины, как связующего элемента единого информационного пространства.

Intelligent Enterprise: С чего вы начинаете создание системы и как строится взаимодействие компаний холдинга в рамках такого комплексного проекта?

Роман Марковский: В рамках вертолетостроительного холдинга мы создаем рабочую группу, которая будет заниматься подготовкой НСИ, сбором сведений о комплектующих, агрегатах в масштабах всего холдинга. Мы много ездим по предприятиям холдинга, проводим переговоры с руководством заводов по вопросам взаимодействия в рамках создаваемой ИС. Например, на Улан–Уденском авиационном заводе около 90% информации по конфигурациям, техническому обслуживанию и ремонту моделей, производимых на заводе, уже имеется в электронном виде. Ее собирала группа сотрудников завода на протяжении нескольких лет, причем учтены и данные по комплектации бортов, выпущенных заводом и находящихся в эксплуатации, оснастке, инструментам и оборудованию, необходимым для выполнения тех или иных ремонтных работ. Это данные по самой массово выпускаемой модели – МИ–8 и ее модификациям.

На основе предварительных договоренностей, достигнутых с Улан–Уденским заводом, мы планируем запустить пилотный процесс по переносу данных завода в нашу систему. Руководство завода эти намерения поддерживает.

Но так дела обстоят не везде. На некоторых предприятиях вся информация хранится на бумажных носителях. Для них мы планируем комплексные проекты по отработке сквозных бизнес–процессов МТО и переносу данных по ТОиР с бумажных носителей сразу в нашу информационную систему. Ее наполнение первичными данными и нормативно–справочной информацией будет происходить по мере появления данных о вновь выпускаемых бортах. Пока такие договоренности достигнуты с конструкторским бюро Камова и Кумертаусским АПП.

Со временем компания, эксплуатирующая технику, сможет вводить данные по налетам конкретного борта, по отказам и неисправностям непосредственно в систему через портал обслуживания, либо передавать данные из собственных систем, что позволит проводить анализ введенной информации и в автоматическом режиме при регистрации отказа или достижении времени планового обслуживания формировать заказ на ремонт или обслуживание.

Intelligent Enterprise: Практически вы хотите для общих нужд холдинга воспользоваться данными, с большим трудом собранными на отдельном заводе. Как к этому относятся на предприятиях?

Роман Марковский: Естественно, предприятия не должны делиться своей информацией, не получая ничего полезного от создаваемой системы для себя. Взамен предоставленных данных мы предлагаем заводу свои информационные сервисы, прозрачность централизованного МТО материалами и покупными комплектующими изделиями, прозрачность процесса ценообразования, обеспечение гарантированного и оперативного размещения всех поступающих от эксплуатантов заказов на их продукцию в заводское производство. При этом завод сможет в оперативном режиме видеть, сколько и каких заказов на его продукцию размещается и на этой основе планировать загрузку своих мощностей.

Intelligent Enterprise: Каковы временные рамки проекта?

Роман Марковский: Запуск в промышленную эксплуатацию контура МТО мы планируем уже в начале 2010 года. В те же сроки будет настроена связь между контуром МТО и порталом обслуживания эксплуатантов, что позволит автоматически передавать формируемые ими заказы для дальнейшей обработки и исполнения в Oracle. Январь 2011 года – запуск в промышленную эксплуатацию контура ТОиР. Сегодня контур ТОиР уже настроен на 70%. Следующий год мы намерены потратить на наполнение системы первичными данными и нормативно–справочной информацией.

Еще раз повторюсь – самое важное в этом проекте то, что в будущем в едином информационном пространстве и в едином цикле будут работать все предприятия отрасли: КБ, серийный заводы и сервисные предприятия. Это не только повысит эффективность процессов разработки, производства и эксплуатации вертолётной техники, но и в конечном итоге позволит снизить стоимость жизненного цикла изделия.


Назад