Как выиграть хакатон командой из трех человек
Как выиграть хакатон командой из трех человек
1 ноября 2019

Как выиграть хакатон командой из трех человек

На Хабре в блоге хакатона «Цифровой прорыв» вышел занятный материал о том, как выиграть хакатон командой из трех человек. Артем Кошко (@ashchuk), капитан команды GMCS «Композитный ключик», выигравшей трек Минсвязи Республики Татарстан, поделился полезными лайфхаками.

Каким составом вы обычно ходите на хакатоны? Изначально мы заявляли о том, что идеальная команда состоит из пяти человек — управленца, двух программистов, дизайнера и маркетолога. Но опыт наших финалистов показал, что выиграть хакатон можно маленьким составом из трех человек. Из 26 команд, которые победили в финале, 3 соревновались и выиграли мушкетерским составом. Как им это удалось — читайте дальше.

Мы пообщались с капитанами всех трех команд и поняли, что в стратегии их поведения есть много общего. Герои этого поста — команды PLEXeT (Ставрополь, номинация Минкомсвязи), «Композитный ключик» (Тула, номинация Министерства информатизации и связи Республики Татарстан) и Jingu Digital (Екатеринбург, номинация Минпромторга).

«Композитный ключик»: в команде три разработчика-коллеги — fullstack с десятилетним опытом в ИТ, backend и mobile и backend с уклоном в базы данных.

Выбирайте задачу, которая близка к вашим компетенциям

<…>

Многим знакомо это чувство — когда интересно все вокруг, хочется и в своем направлении по-новому себя показать, и новую отрасль/сферу разработки пощупать. Выбор здесь зависит только от целей вашей команды и готовности идти на риск — сможете принять свою ошибку, если вдруг на середине хакатона поймете, что вытащить эту задачу нереально? Эксперименты из разряда «не шарю в мобильной разработке, но чем черт не шутит» — на любителя. Тот ли вы любитель?

«Мы изначально задумывали попробовать что-нибудь новенькое. На региональном этапе попробовали и несколько nuget пакетов, до которых никак руки не доходили, и Яндекс.Облако. На финале развернули CockroachDB в Kubernetes, попробовали накатить на него миграции с помощью EF Core. Что-то хорошо пошло, что-то не очень. Так что мы и новому научились, и себя проверили, и удостоверились в надежности проверенных подходов», - рассказывает Артем Кошко (@ashchuk), команда «Композитный ключик».

Как выбрать задачу, если разбегаются глаза:

·         Подумайте, какие компетенции нужны, чтобы решить этот кейс, и есть ли они у всех членов команды

·         Если компетенций не хватает — сможете ли вы их компенсировать (придумать другой путь решения, быстро научиться новому)

·         Проведите краткий ресерч рынка, для которого будете делать продукт

·         Просчитайте конкуренцию — на какой трек / компанию / задачу пойдет больше всего людей

·         Ответьте на вопрос: что будет драйвить вас сильнее всего?

<…>

Делайте домашнюю работу

Речь идет про коммуникацию в команде. Если вы еще не сыгрались, не научились понимать друг друга и договариваться, соберитесь пару раз заранее и смоделируйте хакатон, или хотя бы созвонитесь, чтобы проговорить основные моменты, продумать план действий, обсудить сильные и слабые стороны друг друга. Можно даже найти какой-нибудь кейс и попытаться его решить — хотя бы схематично, на уровне «как прийти из пункта А в пункт B».

Импровизация и драйв хороши только когда становятся лишь небольшим отступлением от стратегии — иначе слишком велики риски потратить время на разгребание хаоса и исправление ошибок, вместо того чтобы поработать, поесть или поспать.

«Мы готовились скорее морально, про заготовку кода речи даже не шло. Еще заранее распределили роли в команде — мы втроем все программисты (у нас fullstack и два backend, плюс я немного шарю в мобильной разработке), но было понятно, что кому-то придется взять на себя роли дизайнера и управленца. Вот так незаметно для себя я стал тимлидом, попробовал себя в роли бизнес-аналитика, докладчика и presentation maker. Думаю, если бы мы заранее это не проговорили, то у нас бы не получилось правильно распределить время, и на финальную защиту мы бы не вышли», — говорит Артем.

<…>

На одних разработчиках не выехать

Статистика показала, что средний состав наших команд — от 4 до 5 человек, среди которых (в лучшем случае) один дизайнер. Принято считать, что нужно усиливать команду разработчиками разных мастей — чтобы и в базу смочь, и «машинкой» удивить если что. В лучшем случае, еще прихватывают с собой дизайнера (не обижайтесь, мы вас любим!), презентация и интерфейсы сами себя не отрисуют, в конце концов. Ролью управленца пренебрегают еще чаще — обычно эту функцию берет на себя капитан команды, разработчик по совместительству.

И это в корне неверно.

Артем Кошко: «В какой-то момент мы пожалели, что не взяли в команду профильного специалиста. Если с дизайном они еще как-то смогли справиться, то с бизнес-планом и другими стратегическими вещами было сложно. Яркий пример — когда нужно было посчитать целевую аудиторию и объем рынка, TAM, SAM».

<…>

Тайм-менеджмент и отдых

<…>

На хакатоне легко потерять связь с реальностью и ощущение времени — атмосфера располагает к безудержному кодингу без перерывов на отдых, сон, валяние дурака в игровой комнате, общение с партнерами или посещение мастер-классов. Если относиться к этому как к чемпионату мира или олимпиаде, то да, возможно так и стоит себя вести. На самом деле нет.

«У нас было много чак-чака, очень много — посередине нашего стола из него была построена башня, она поддерживала нам боевой дух и подкрепляла углеводами в нужный момент. Отдыхали и работали почти все время вместе, по отдельности не отдыхали. А вот спали по-разному. Андрей (fullstack-разработчик) любит спать днем, Денис и я — ночью. Поэтому с Денисом я больше работал днем, а с Андреем ночью. А сам спал в перерывах. Какой-то системы работы и постановки задач у нас не было — скорее все было спонтанно. Но нам это не мешало, потому что мы хорошо друг друга понимаем и дополняем. Здесь помогло то, что мы коллеги и тесно общаемся. Я – бывший стажер Андрея, а Денис пришел в компанию моим стажером». – рассказывает Артем Кошко.

<…>

Несколько советов по тайм-менеджменту на хакатоне:

·         Идите от большого к малому — бейте задачи на небольшие блоки.

·         Хакатон — это марафон. Что самое главное в марафоне? Стараться бежать в едином темпе, иначе к концу дистанции свалишься. Старайтесь работать с примерно одинаковой интенсивностью и не доводить себя до изнеможения.

·         Заранее подумайте, что будет входить в задачи каждого участника, и сколько у него уйдет на это времени. Поможет избежать сюрпризов, когда до дедлайна полчаса, а у вас не готов большой кусок работы.

·         Сверяйте координаты, чтобы скорректировать объем задач. Чувствуете, что идете хорошо и даже остается время? Отлично — его можно потратить на сон или доработку презентации.

·         Не зацикливайтесь на деталях, работайте широкими мазками.

·         Оторваться от работы сложно, поэтому специально выделяйте себе время на сон, отдых или потупить. Можно ставить будильники, например.

·         Выделяйте время на подготовку и репетицию речи. Это обязательно для всех и всегда.

<…>

Что-то обязательно пойдет не так, и это нормально

На хакатоне, как и в обычной жизни, всегда есть место косякам. Даже если кажется, что ты все предусмотрел — кто из нас не опаздывал на самолет/экзамен/свадьбу просто потому, что автомобили решили встать в пробку, эскалатор — сломаться, а паспорт — забыться дома?

<…>

Прозвучит банально, но все, что вы можете сделать в этой ситуации — выдохнуть. Это уже случилось. Нет, вы не одни такие, косячат все. Даже если это роковая ошибка — зато это опыт. И еще подумайте, а посчитает ли человек, который вас оценивает, этот случай факапом?

Источник: Habr.com, октябрь 2019
Назад