В какой последовательности автоматизируют составление нескольких видов отчетности
В какой последовательности автоматизируют составление нескольких видов отчетности
7 декабря 2010

В какой последовательности автоматизируют составление нескольких видов отчетности

В ООО «Нарьянмарнефтегаз» финансы в ERP-системе запускали последовательно.

Начали с бухгалтерского учета и учета договоров. Затем занялись функциями, позволяющими готовить налоговую, управленческую и международную отчетность. Такой порядок работ был продиктован логикой бизнеса.

О модернизации системы управления финансами в ООО «Нарьянмарнефтегаз» задумались в 2007 году. На тот момент для ведения бухгалтерского, управленческого учета, а также формирования отчетности по US GAAP использовали отдельные российские программные решения вкупе с Excel. Пока компания занималась исключительно инвестиционной деятельностью и готовилась к запуску нефтяного месторождения, функционала используемых программных продуктов вполне хватало. Но уже на 2008 год был запланирован старт операционной деятельности – добыче нефти и газа. И необходимо было заранее позаботиться о полноценной автоматизации финансовой функции, чтобы иметь возможность в крайне сжатые сроки формировать достоверную и прозрачную отчетность для акционеров компании – ЛУКОЙЛа и Conoco Phillips. Поэтому в мае 2007 года в компании стартовал проект по внедрению отраслевого решения Microsoft Dynamics AX – GMCS Oil&Gas, партнером по внедрению, соответственно, была выбрана компания GMCS.

Сначала аналитика и бухгалтерский учет

Время, оставшееся до начала эксплуатации месторождения, в компании посвятили автоматизации российского бухгалтерского учета и его отладке, а также учета договоров. Необходимо было сразу предусмотреть аналитику, которая позволяла бы готовить необходимые управленческие отчеты для менеджмента, а также без особых проблем формировать отчетность по US GAAP. Сначала детальные финансовые аналитики задали только для капитальных вложений, поскольку операционных затрат компания еще не несла. Забегая вперед, стоит сказать, что сейчас десять аналитических признаков (месторождения, проекты, ресурсы, операции, код бюджета, налоговый признак, куратор, подразделение и др.) используются во всех видах учета и отчетности.

Отчетность для акционеров и менеджмента

После запуска месторождения Южное-Хыльчую появилась необходимость формировать отчетность по операционной деятельности в предельно сжатые сроки. В частности, к 20-му числу месяца, следующего за отчетным, нужно было представить руководству компании и ее акционерам пакет управленческой отчетности, включающей сведения о производственной себестоимости, общих, административных расходах, инвестиционных и коммерческих затратах и дополненной развернутым анализом денежных потоков и полученных финансовых результатов. Это означало, что уже на 9-й рабочий день после отчетного периода требовалось рассчитать себестоимость продукции (1 т нефти или 1 куб. м газа в разрезе месторождений), а к 10-му – сформировать оборотный баланс. И еще оставалось пять дней на составление отчетности по российским стандартам, US GAAP и на подготовку управленческих данных.

Функционал внедренной системы, призванный решить вышеперечисленные задачи, расширяли поэтапно: настройка регистров налогового учета, внедрение методики калькулирования производственной себестоимости, разработка мэппинга планов счетов РСБУ и US GAAP, формирование US GAAP-отчетности.

Созданную в начале проекта систему аналитических признаков понадобилось детализировать в соответствии с требованиями методики калькулирования производственной себестоимости, отмечает Дмитрий Цветаев, старший менеджер планово-экономического отдела компании. Как раз его подразделение отвечало за разработку системы кодирования операционных расходов и алгоритма распределения затрат для формирования себестоимости нефти и газа по месторождениям. Далее последовала настройка механизма шаблонов распределения в Microsoft Dynamics AХ. Тогда же жестко регламентировали обязанности всех пользователей по кодированию данных первичных документов и выверке показателей оборотного баланса. В компании выделены так называемые группы компетенций, отвечающие за контроль движения информации по определенной группе счетов. Их главная задача – убедиться в том, что информация, поступающая в оборотный баланс, верна как по сумме, так и по присвоенным аналитическим признакам.

По словам Алины Зенниковой, начальника отдела финансово-экономической информационной системы «Нарьянмарнефтегаз», закрытие месяца в компании рассматривается как завершение производственного цикла и сигнал для проверки точности информации, собранной в программе. Все это происходит до формирования внутренней и внешней отчетности.

Кстати, чтобы уложиться в отведенные на подготовку всех видов отчетов сроки, в компании разработали производственный календарь закрытия месяца, рассчитанный на 15 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем. Для каждой периодической операции в календаре определен свой день – расчета процентов по займам, амортизации, закрытия кассы и банка, сопоставления платежей, закрытия складов и т.д. К моменту распределения затрат бухгалтер получает подтверждение от групп компетенций, что все данные в системе выверены. Остается распределить затраты, рассчитать себестоимость и итоговый финансовый результат по компании.


Назад