Корректировка стратегий
Корректировка стратегий
23 октября 2008

Корректировка стратегий

В начале нынешнего года, подводя итоги рейтингов аудиторских и консалтинговых компаний за 2007 год, мы говорили, что в последнее время развитию бизнеса аудиторов и консультантов благоприятствует экономическая конъюнктура.

Рост экономики, активное стремление бизнеса к публичности и приток иностранных инвестиций стали основными причинами высокого спроса на аудиторские и консалтинговые услуги. Однако финансовый кризис может все поменять. Ведь до последнего времени успешное состояние ряда отраслей промышленности было обеспечено высокими ценами на сырье и доступностью зарубежных кредитов – и тот и другой фактор, похоже, уходят в прошлое, по крайней мере на ближайшее время. Для многих прежних щедрых клиентов аудиторов и консультантов необходимость снижения издержек станет вопросом выживания – тут уже не до оплаты услуг сторонних советчиков.

В результате участники рынка аудита и консалтинга станут перед властной необходимостью снижать издержки, поскольку альтернатива такому подходу – повышение стоимости услуг – вряд ли окажется возможной в условиях сокращения спроса. Очевидно, поэтому сохранить или даже укрепить свои позиции смогут те консультанты и аудиторы, чья деятельность окажется максимально эффективной в условиях кризиса, причем эффективной и в самом простом значении – в пересчете нормы дохода на одного специалиста. И с этой точки зрения наиболее выигрышно выглядят позиции мировых лидеров из числа «большой четверки» – в условиях «шагреневого» спроса они имеют все шансы нарастить свое присутствие на российском рынке. Ведь разрыв между эффективностью, демонстрируемой компаниями «большой четверки», и национальными лидерами еще велик. К примеру, в 2007 году специалист российского офиса компании PricewaterhouseCoopers приносил 3,972 млн рублей доходов, почти вдвое опережая средний показатель по отечественным топ-10, где доход на одного специалиста составлял 2,109 млн рублей.

Главные потребители

Высокие темпы роста выручки консультантов в нефтяной и нефтегазовой отрасли позволили им нарастить здесь и наибольший объем доходов. В сравнении с показателями 2005 года они увеличились более чем в два раза – с 3,4 до 7 млрд рублей, или до 15% их общей выручки в этом сегменте против 12,3% двумя годами раньше. Стремительными темпами росли доходы консультантов и в металлургической промышленности – увеличение за последние два года составило более 87%. Им соответствовала и выручка от услуг металлургам: по итогам 2007 года 2,43 млрд рублей против 1,3 млрд в 2005−м.

Развитие консалтинга в рассматриваемых отраслях неудивительно. Благодаря высокой конъюнктуре внешнего и внутреннего рынков большие доходы компаний нефтегазовой и металлургической отраслей позволяли формировать большие бюджеты на развитие и консалтинговые проекты в рамках консолидации, покупки и продажи активов.

Со стороны данных отраслей наиболее востребованы услуги в области ИТ и налогового консалтинга. В нефтегазовом секторе на долю этих услуг приходится более 50 и 17% от общего дохода консультантов в отрасли, в металлургии – около 57 и 12% соответственно. По словам председателя совета директоров ГК «АйТи» Тагира Яппарова, «в отраслях наблюдается процесс консолидации, вызывающий необходимость применения инструментов для тонкой настройки бизнеса, одним из которых является интеграция и приведение в соответствие информационных систем объединившихся предприятий». Продолжает рассуждение президент компании GMCS (ГК «Компьюлинк») Михаил Романов: «Последние два года отмечены большим количеством сделок M&A, что во многом обусловливало рост интереса со стороны отраслей к консалтинговым услугам. Перед компаниями, которые объединяются в ходе сделок M&A, возникает необходимость синхронизировать свои бизнес-процессы, привести их к общекорпоративным стандартам и так далее. В этом случае мы помогали своим клиентам как с точки зрения разработки методологии, так и внедрения ИТ-решения».


Назад