Тенденции рынка BI
18 января 2010

Тенденции рынка BI

Впервые термин Business Intelligence появился в конце 1980-х гг. и обозначал «процесс анализа информации, выработки интуиции и понимания для улучшенного и неформального принятия решений бизнес-пользователями», а также инструменты для извлечения из данных значимой для бизнеса информации.

С 1996 г. под BI-приложениями стали подразумеваться различные информационные инструменты для анализа данных, построения запросов и отчетов, облегчающие пользователям освоение большого объема разрозненных данных.

Сегодня Business Intelligence трактуются процесс, технологии, методы и средства извлечения и представления знаний, позволяющие из большого объема данных выделить значимую информацию. Некоторые эксперты рассматривают Business Intelligence не как процесс, а как результат процесса извлечения знаний, т. е. знания о бизнесе, необходимые для принятия решений.

Классификация BI-решений

BI-решения включают BI-инструменты и BI-приложения. BI-инструменты делятся на генераторы запросов и отчетов, инструменты оперативной аналитической обработки (OLAP), корпоративные BI-наборы и BI-платформы. Средства генерации запросов и отчетов в основном замещаются корпоративными BI-наборами. Многомерные и реляционные OLAP-механизмы составляют инфраструктуру для BI-платформ. Большинство BI-инструментов применяются пользователями для доступа, анализа и генерации отчетов на основании данных, которые обычно размещаются в хранилищах, витринах или оперативных складах данных.

BI-платформы используются разработчиками для создания и внедрения BI-приложений, которые сами не рассматриваются как BI-инструменты, но в которые BI-инструменты часто встроены. Многие BI-приложения извлекают данные из ERP-приложений. BI-приложения обычно ориентированы на конкретную функцию или задачу, например, анализ и прогноз продаж, финансов, рисков, тенденций и т. д. Но они могут иметь и более широкое применение, как в случае приложений по управлению эффективностью предприятия или системы сбалансированных показателей.

Gartner подразумевает под BI-платформой набор средств, которые позволяют создавать решения, помогающие организациям изучать и понимать свой бизнес. Их характеристики делятся на три основные категории – доставка информации, интеграция и анализ.

Категория «доставка информации» включает:

  • отчетность – возможность создания отформатированных и интерактивных отчетов, а также наличие функций их диспетчеризации и распространения;
  • приборные панели, позволяющие публиковать информацию в удобном для пользователя виде;
  • нерегламентированные запросы – самостоятельное формирование пользователями нестандартных отчетов без обращения к помощи ИТ-служб;
  • интеграция с MS Office.

Gartner признает важную роль офисного пакета Microsoft (прежде всего, Excel) как BI-клиента. Интеграция подразумевает поддержку форматов документов, возможность использования механизмов формул, обновления данных и сводных таблиц.

В категорию «интеграция» входят:

  • BI-инфраструктура – использование всеми инструментами общих механизмов безопасности, администрирования, портальной интеграции и пр.;
  • управление метаданными – единый подход к поиску, вводу, хранению, повторному использованию и публикации объектов метаданных;
  • разработка приложений – набор программируемых средств, которые могут быть интегрированы в бизнес-процесс или включены в другие приложения;
  • Workflow и совместная работа.

К категории «анализ» относятся:

  • OLAP – возможность анализировать данные в максимально быстром режиме выполнения запросов и вычислений;
  • расширенная визуализация – возможность отображать различные аспекты анализируемых данных с использованием интерактивных изображений и графиков;
  • прогнозное моделирование и извлечение данных – возможность оценивать грядущие изменения характеристик с помощью различных математических методов;
  • карты показателей (Scorecards) – возможность представить информацию в виде общей стратегической схемы, связывающей ключевые параметры эффективности (KPI) с бизнес-целями предприятия.

Большинство BI-проектов пока фокусируются на доставке информации, хотя наблюдается смещение акцентов в сторону интеграции и анализа данных. Представление о BI связывается в основном с применением традиционных запросов, отчетностью и OLAP. Но возможности бизнес-анализа могут быть существенно расширены благодаря использованию панелей инструментов, карт показателей и новых средств визуализации. Развитие технологий (поиск, анализ в режиме in-memory, SOA) и появление новых бизнес-моделей (SaaS) позволяют упростить внедрение BI-средств и расширить круг их пользователей, как за счет менеджеров верхнего звена, так и за счет рядовых сотрудников. Возможности настроек функционала и пользовательского интерфейса значительно упрощают процесс освоения BI-средств сотрудниками компаний и повышают эффективность применения этих инструментов на рабочих местах.

Мнение специалиста

Евгений Ерофеев, директор департамента ВРМ-систем компании GMCS:

«Для получения целостной картины работы компании топ-менеджменту необходим сводный показатель по основным направлениям деятельности. Обеспечить лояльность руководства к предоставляемой информации и раскрыть причинно-следственные связи между процессами в достаточной детализации возможно только с помощью систем бизнес-аналитики. При этом речь идет об использовании лицензионных программных приложений, а не самописных решений. Выступая фундаментом корпоративной отчетности, BI-системы осуществляют консолидацию данных, поступающих из нескольких систем (ERP, систем финансового учета, биллинга и т. п.), обеспечивают ее унификацию и предоставление в понятной и удобной для дальнейшего использования форме.

Для обеспечения быстрого возврата инвестиций во внедрение BI-системы компаниям можно рекомендовать на этапе выбора системы обратить внимание на следующие основные критерии - разумные сроки внедрения и функциональность. Половина успеха проекта зависит от профессионализма подрядчика, его экспертизы и наличия отлаженной методологии внедрения.

Увеличение масштабов бизнеса, а, следовательно, и объемов информации, также может служить предпосылкой внедрения Bl-системы. Ярким тому примером является телекоммуникационный бизнес - операторы поглощают более мелких игроков с целью выхода на новые рынки, повышения стоимости своих активов и т. д. В данных процессах роль BI-приложений особенно высока. Концентрируя данные по различным направлениям бизнеса, они являются инструментом предоставления сведений по текущим и приобретаемым активам акционерам или потенциальным инвесторам».


Назад