CNews: мобильность в бизнесе 2020
10 августа 2020

CNews: мобильность в бизнесе 2020

<p>
<b>Объем мирового рынка мобильных приложений и встроенных платных услуг в 2019 г. составил $120 млрд. Отечественный рынок пока составляет менее 1% от мирового и оценивается в $1,06 млрд, а всего российские пользователи в 2019 г. скачали мобильные приложения более 5,1 млрд раз. Рост популярности мобильных приложений сказался и на бизнес-среде, для которой использование такого ПО — путь к дальнейшей цифровизации. В 2019 г. лидеры рейтинга крупнейших разработчиков мобильных приложений для бизнеса и госструктур заработали на 52% больше, чем годом ранее. В списке самых востребованных мобильных решений — чат-боты, цифровые помощники, электронные платежи, разработки для интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности.</b>
</p>
<p>
<b>Мировой рынок мобильной разработки</b>
</p>
<p>
     По данным ежегодного отчета State of Mobile 2020 аналитиков App Annie, в 2019 г. число скачиваний мобильных приложений выросло по сравнению с 2018 г. на 6% до 204 млрд. За последние 3 года оно увеличилось на 45%. Данные App Annie базируются на результатах общедоступных магазинов приложений, таких как App Store и Google Play, однако динамика скачиваний и трат на мобильные программы на этих ресурсах косвенно свидетельствует и о динамике в корпоративном секторе.
</p>
<p>
     В 2019 г. пользователи израсходовали на приобретение мобильных приложений и покупку предлагаемых ими сервисов $120 млрд, 72% из которых приходится на игры. Аналитики ожидают, что к 2023 г. вклад мобильной индустрии в мировой ВВП достигнет $4,3 трлн. За два последних года пользователи стали проводить на 35% больше времени в своих мобильных устройствах — в 2019 г. они тратили на это в среднем 3 ч 40 мин в день.
</p>
<p>
     В списке компаний, которые в 2019 г. провели успешное IPO, первые три места занимают игроки, для кого бизнес в большой мере связан с мобильными технологиями. Это Alibaba ($167,6 млрд), Prosus, подразделение южноафриканской медиагруппы Naspers ($100 млрд) и Uber ($82,4 млрд). В целом, среди вышедших на IPO в 2019 г. компаний, стоимость тех, кто имеет в своем бизнесе мобильную составляющую, составила $544 млрд, в то время как на долю всех остальных пришлось $83 млрд.
</p>
<p>
     Мировой рынок мобильной рекламы в 2019 г. составил $190 млрд, а к 2020 г. достигнет $240 млрд. Число загрузок шопинговых приложений в 2019 г. выросло на 20% до 5,4 млрд. Кроме того, в 2019 г. потребители в 1,5 раза чаще пользовались развлекательными приложениями, чем в 2017 г.
</p>
<p>
<b>Тенденции мобильной разработки</b>
</p>
<p>
     Одной из самых заметных тенденций в области мобильной разработки стало распространение чат-ботов. Заказчики оценили их эффективность и стали активно использовать как в работе колл-центров, так и при взаимодействии с клиентами. Сейчас в Google Play около 2,2 млн чат-ботов, в App Store — около 2 млн. Так что у заказчиков есть множество возможностей для встраивания их в свои приложения.
</p>
<p>
     Конкурентами чат-ботов могут стать цифровые помощники, такие как Siri от Apple, Алиса от «Яндекса» и т.д. Их число, как и функциональные возможности, постоянно растут.
</p>
<p>
     Еще одна тенденция — все большая популярность умных носимых гаджетов: часов, фитнес-браслетов, трекеров и т.д. В ближайшее время они будут интегрированы в различные приложения. Примерно так же обстоят дела и с устройствами интернета вещей.
</p>
<p>
     Не миновала сферу мобильной разработки и мода на применение средств виртуальной и дополненной реальности. Если раньше они использовались, в основном, в играх, то теперь начинают появляться и в других сферах, например, при навигации по Google Maps.
</p>
<p>
     В ближайшие годы продолжится развитие электронных платежей с помощью мобильных приложений. А вместе с ними будут расти требования к обеспечению информационной безопасности.
</p>
<p>
     Мобильные сервисы уже сегодня интегрированы с облачными платформами — хранят там данные, выполняют сложные задачи. В 2020 г. этот тренд продолжит развиваться. И, наверное, самые большие ожидания связаны с распространением 5G. Если технология «выстрелит» в 2020 г., мобильным разработчикам придется обновлять свои приложения под новые технологические требования.
</p>
<p>
<b>Самые популярные приложения</b>
</p>
<p>
     В списке самых популярных мобильных приложений — мобильные кошельки, банковские и финансовые приложения. По данным App Annie, число пользователей таких решений в 2019 г. увеличилось в среднем на 20%, в том числе банковских на 15%.
</p>
<p>
     На втором месте шоппинговые приложения. Покупатели используют их для поиска, изучения и приобретения товаров, участия в программах лояльности. В 2019 г. такие приложения скачали более 5,4 млрд раз, что на 20% больше, чем в 2018 г. При этом, как отмечают аналитики App Annie, мобильные приложения становятся чуть не ключевым направлением развития омниканальности — пользователи используют их не только в процессе выбора и покупки товаров, но и для контроля доставки или получения товара в магазине.
</p>
<p>
     Все более популярны приложения различных ресторанов и сервисов доставки еды и напитков. Число их загрузок в 2019 г. в среднем по миру выросло на 105%. В США около 60% продаж в этом сегменте происходит именно через сервисы доставки. При этом покупатели используют приложения не только для выбора и покупки, но и для отслеживания движения курьера.
</p>
<p>
<b>Рынок мобильной разработки 2019: основные факты</b>
</p>
<ul>
    <li>3,5 млрд человек пользуются смартфонами</li>
    <li>50 раз в день смотрит на экран смартфона его владелец</li>
    <li>204 млрд составило число загрузок приложений из Google Play и App Store</li>
    <li>95% приложений для Android и 90% приложений для iOS являются бесплатными</li>
    <li>62% платных мобильных приложений стоят $0,99 — $2,99</li>
    <li>72% расходов на мобильные приложения приходится на игры</li>
    <li>79% пользователей смартфонов по разным причинам удаляют новое приложение в течение первого дня после его установки. Только 12-15% этих приложений загружаются вновь</li>
    <li>46% пользователей отказываются продолжать использовать приложение на своем устройстве из-за его низкой производительности</li>
    <li>79% пользователей смартфонов совершают покупки при помощи мобильных устройств</li>
</ul>
<p>
</p>
<p>
     В 2019 г. пользователи во всем мире пользовались развлекательными приложениями на 50% чаще, чем в 2017 г. Этому способствовало расширение возможности просмотра потокового видео на мобильных устройствах. К традиционным лидерам рынка Netflix, Amazon Prime Video и HBO NOW в 2019 г. присоединились Disney+ и AppleTV+. В 2020 г. ожидается появление еще как минимум двух крупных игроков — HBO Max и NBC Universal Peacock. Среди музыкальных сервисов лидирует YouTube Music, число пользователей которого к декабрю 2019 г. увеличилось на 980% по сравнению с декабрем 2017-го.
</p>
<p>
     В 2019 г. пользователи скачали мобильные приложения для социальных сетей и обмена сообщениями 9,5 млрд раз. По сравнению с 2017-м они уделяют им на 25% больше времени. В целом, пользователи проводят в соцсетях и мессенджерах около 50% всего времени, затраченного на пользование приложениями.
</p>
<p>
     В 2019 г. примерно на 50% увеличилось число скачиваний приложений для путешествий, транспорта и навигации. Аналитики App Annie особо отмечают рост интереса к приложениям совместного использования (ride-sharing) велосипедов, скутеров, автомобилей.
</p>
<p>
     Более $2,2 млрд потратили пользователи в приложениях сервисов знакомств — это в 2 раза больше, чем в 2017 г. На 30% больше времени они стали проводить в спортивных приложениях, просматривая там самые популярные спортивные мероприятия. На 130% больше, чем в 2017-м, они потратили на приложения для здоровья и фитнеса — около $1,5 млрд.
</p>
<p>
<b>Российский рынок мобильной разработки</b>
</p>
<p>
     По данным App Annie, в 2019 г. россияне потратили на мобильные приложения и встроенные в них сервисы $1,06 млрд, что на 40% больше, чем годом ранее. Таким образом, российский рынок составляет примерно 0,8% от мирового рынка. Российские пользователи в 2019 г. скачали мобильные приложения более 5,1 млрд раз.
</p>
<p>
     В среднем россияне проводят в мобильных приложениях около 2,5 часов, что на 10% больше, чем еще 2 года назад. Интересно, что это почти на 50% времени меньше, чем в среднем по миру.
</p>
<p>
     В течение 2019 г. россияне 25 млн раз скачали финансовые приложения, число пользователей FinTech-приложений увеличилось на 90%, а банковских — на 40%. Самыми популярными в России являются FinTech-приложения Google Pay, «Налоги ФЛ» от Федеральной налоговой службы и «Тинькофф» одноименного банка.
</p>
<p>
     На 30% больше времени стали проводить жители России в приложениях для онлайн-покупок. Самое популярное из них — Avito, далее следуют AliExpress и Wildberrys. Более чем на 200% выросло число пользователей приложений по доставке еды. Более чем на 100% больше потратили жители России в приложениях для здоровья и фитнеса.
</p>
<p>
<b>События и тренды российского рынка</b>
</p>
<p>
     Среди важнейших событий прошедшего 2019 г. и текущего 2020 г. — инициатива ФАС по обязательной установке приложений российских разработчиков на поставляемые в страну смартфоны. Впервые об этом заговорили летом 2019 г. Речь шла о предустановке мессенджеров, карт, поисковиков и других программ, точный список которых должно было составить правительство. Соответствующий закон, получивший название «закон против Apple», был подписан президентом в декабре 2019 г. и должен был вступить в силу с 1 июля 2020 г. Однако потом сроки вступления были перенесены на 1 января 2021 г. в связи с пандемией коронавируса.
</p>
<p>
     В июне 2020 г. появилась информация, что ФАС подготовила новый проект постановления, в котором позволила заменить программы на иконки для их скачивания. Это означает, что в новые смартфоны не будут предустанавливаться приложения, а пользователям не придется тратить время на их удаление, если пользоваться ими они не планируют. Иконка перенаправит их в магазин приложений — Google Play для Android, App Store для iOS, App Gallery для смартфонов Huawei.
</p>
<p>
     <…>
</p>
<p>
<b>Выручка участников рейтинга CNewsMobile</b><b> 2019 увеличилась более чем на 50%</b>
</p>
<p>
     По итогам 2019 г. участники рейтинга крупнейших разработчиков мобильных приложений для бизнеса и госструктур заработали на 52% больше, чем годом ранее. Порог входа в рейтинг увеличился в 2 раза. Тройка лидеров прошлогоднего рейтинга осталась неизменной. Локдаун начала года может стать стимулом для дальнейшего роста рынка мобильной разработки.
</p>
<p>
     В 2019 г. суммарная выручка участников рейтинга CNewsMobile составила ₽8,98 млрд. Это почти на 52% больше, чем годом ранее (₽5,92 млрд). В последний раз такой высокий показатель роста выручки был в 2016 г. Он в целом согласуется с оценками российского рынка мобильной разработки, данными аналитиками App Annie, — они говорят о 40% росте, правда здесь речь идет о пользовательском сегменте. Порог входа в рейтинг увеличился в 2 раза и составил ₽106 млн.
</p>
<p>
     <…>
</p>
<p>
     Как и в прошлом году, большинство участников рейтинга базируются в Москве. Второй по величине кластер мобильной разработки образовался в Санкт-Петербурге.
</p>
<p>
<b>Мобильная разработка и коронавирус</b>
</p>
<p>
     Начало 2020 г. принесло с собой серьезные испытания для компаний, работающих на рынке мобильной разработки, как и для всех игроков мирового и российского ИТ-рынка. По данным App Annie, самоизоляция и переход на удаленную работу привели к росту числа скачиваний приложений для бизнеса — в первую неделю апреля 2020 г. пользователи загружали их на 80% больше, чем в январе. На втором месте по росту числа скачиваний приложения в сфере образования — их стали загружать на 65% чаще, нежели в начале года. В особенности приложения с образовательными материалами, а также платформы для проведения уроков.
</p>
<p>
     Повысился спрос на приложения для фитнеса и доставки еды — их стали скачивать на 45% больше. Число загрузок приложений социальных медиа и развлекательных сервисов выросло на 20%. Среди социальных сетей на первое место впервые вышла Tiktok, обогнав лидировавший в 2019 г. Whatsapp. Меньше всего изменилась ситуация у мобильных игр, их стали скачивать всего на 7% больше, однако общее число скачиваний в категории остается недостижимым — всего игры в апреле загрузили более 55 млн раз. Хуже всего дела обстоят у шопинг-приложений, которые потеряли пользователей, — во время карантина количество загрузок сократилось на 15%.
</p>
<p>
     <…>
</p>
<p>
     Что касается корпоративного сегмента, то приостановили развитие ИТ-продуктов самые пострадавшие отрасли: авиация, туризм и т.д. Остальные же занялись созданием или развитием существующих цифровых каналов взаимодействия с клиентами и партнерами.
</p>
<p>
     <…>
</p>
<p>
     Источник: CNews, июль 2020 г.
</p>
Назад