Один за всех и все за одного
Один за всех и все за одного
29 сентября 2009

Один за всех и все за одного

Проектом называется совокупность взаимоувязанных, распределенных во времени мероприятий или работ, направленных на достижение поставленной цели. Соответственно «команда проекта» – это, прежде всего, группа людей, объединившихся ради достижения общей цели.

В современной практике ИТ-консалтинга принято использовать достаточно стандартный подход к формированию структуры проектной команды, соответствующий методологии проектного управления. Несмотря на встречающиеся терминологические отличия, суть его не меняется.

ИТ-проект всегда выполняется силами двух команд – внешней со стороны ИТ-компании и внутренней, сформированной из специалистов компании-заказчика. Такое деление необходимо для эффективного управления ресурсами проекта, а также для разграничения зон ответственности участников проектной команды в соответствии с их функциональной ролью.

Организационно в структуре больших проектов (программ проектов) можно выделить два основных типа проектных команд:

  • команды проекта – организационная структура, создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла;
  • команда управления проектом – организационная структура, включающая тех членов команды, которые непосредственно вовлечены в управление им.

«Необходимо заметить, что, как правило, у каждого поставщика ИТ-решений есть собственная методология внедрения решений, которая не только соответствует стандартам в области проектного управления, но и оптимальным образом обеспечивает достижение поставленных целей, – отмечает Алена Кошкина, директор департамента решений SAP компании GMCS. – Являясь сводом стандартов и правил, методология внедрения включает в себя также рекомендации по структуре команды проекта и распределению ролей между ее участникам».

Люди и роли

Команду проекта возглавляет куратор (спонсор) проекта. Он отвечает за достижение конечных целей и получение максимальных результатов от реализованного проекта в минимальные сроки.

Оперативное управление проектом со стороны заказчика осуществляет руководитель проекта. Кроме того, при его реализации в задачи руководителя входит необходимость поддерживать благоприятную атмосферу внутри коллектива. Помимо объективных сложностей проекта, могут возникать дополнительные проблемы: если, например, инженер с инженером не нашли общий язык, возникла какая-то неприязнь. В этом случае руководителю приходится «разруливать» такие ситуации, иногда нужно менять людей и привлекать других специалистов.

Интеграторы отмечают: не столь редки ситуации, когда со стороны заказчика нет единой точки контроля проекта. Каждый участник контактирует с представителем исполнителя на своем участке: юрист с юристом, инженер с инженером и т.д., – а единой «картины мира» у заказчика нет.

В состав команды проекта обязательно должны быть включены эксперты – будущие ключевые пользователи, владельцы процессов, являющиеся сотрудниками функциональных подразделений компании-заказчика. В состав команды проекта со стороны заказчика входят также сотрудники ИТ-подразделений заказчика (технический ИТ-персонал и программисты), отвечающие за дальнейшее техническое сопровождение (промышленную эксплуатацию) проектных решений.

Команду исполнителя возглавляет куратор проекта. В его обязанности входит контроль выполнения этапов и достижения высоких результатов деятельности проектной команды и ее руководителей. От консультантов и аналитиков со стороны исполнителя зависит, как будет работать проект после его сдачи. Кроме того, в проектную команду исполнителя обязательно входит технический ИТ-персонал, тестировщики, служба техподдержки. Отдельно стоит отметить тестировщиков: лучше, чтобы продукт был отлажен еще до внедрения на стороне исполнителя.

Работа без ошибок

Поскольку команда проекта является одним из ключевых ресурсов, который определяет успех внедрения, ее формированию следует уделить особое внимание: невнимательное отношение к формированию команды проекта чревато множеством неприятных последствий.

«По-прежнему главным критерием при формировании команды проекта остается профессионализм ее участников, – подчеркивает Алена Кошкина.– Поэтому при выборе партнера по проекту следует особенно тщательно изучить знания и навыки специалистов ИТ-компании, необходимые для достижения поставленных задач. Чтобы минимизировать возможные риски и повысить бизнес эффективность проекта, заказчикам можно рекомендовать четко прописывать список требований к исполнителю. Особое внимание следует обращать на наличие у ИТ-компании отраслевой экспертизы, рекомендаций от клиентов, необходимых сертификатов и т.д.».

Исполнитель также не должен оставаться в стороне при формировании заказчиком команды проекта. Эксперты советуют ИТ-компаниям обратить внимание на четкое описание в договоре порядка работ. «Как свидетельствует практика, зачастую заказчик не готов или не может выделить сотрудников, которые необходимы для реализации проекта, – говорит Алена Кошкина.– Сотрудники, вынужденные совмещать с текущими обязанностями свои функции по проекту, не всегда способны оперативно реагировать на запросы исполнителя. Это может негативно повлиять на сроки проекта». Затянувшееся внедрение не только приводит к сокращению производительности персонала, но и выводит проект за пределы запланированного бюджета. Поэтому оптимально, когда заказчиком выделяются сотрудники с возможностью стопроцентной занятости на проекте.

Корректная постановка задачи во многом зависит от того, как будет проведено предпроектное обследование. Алена Кошкина подчеркивает: необходимо, чтобы и заказчик и исполнитель пришли к одинаковому пониманию задачи и того, что должен получить заказчик по итогам проекта. Нельзя допускать ситуацию, когда заказчик получает не то, что ожидал. Это случается, когда проект недостаточно проработан, особенно на стадии подготовки и согласования технического задания.

Еще один немаловажный критерий, на который следует обращать внимание при формировании команды проекта, – мотивация участников. «Речь идет не о денежной мотивации, а о понимании интересов всех членов команды проекта, – объясняет Алена Кошкина. – Непосредственно перед началом проекта следует провести индивидуальное собеседование с каждым участником команды, чтобы выяснить его задачи, уровень ответственности, ожидаемые результаты и личную мотивацию».


Назад