Формула успеха в эпоху кризиса
Формула успеха в эпоху кризиса
27 февраля 2009

Формула успеха в эпоху кризиса

Одной из главных задач, стоящих перед руководством нефтегазовой компании, является обеспечение эффективности бизнеса, повышение уровня прозрачности бизнес-процессов, увеличение капитализации и инвестиционной привлекательности компании, создание управляемой информационной структуры. 

Для эффективного принятия управленческих решений топ-менеджменту необходимо регулярно получать своевременную, полную и достоверную информацию о деятельности предприятия из разных источников, иметь возможность ее комплексного анализа и извлечения показателей, связанных с требующими вмешательства ситуациями.

Разразившийся кризис и падение цен на нефть поставили предприятия нефтегазового сектора в тяжелые условия работы. Для повышения эффективности бизнеса и конкурентоспособности необходимо снижать управленческие и технологические издержки, а также уменьшать себестоимость добычи и переработки нефти. Сегодня в этой сфере эксплуатационные расходы только на производство, без амортизации, в среднем составляют 7,5-10 долл. за баррель, что при нынешней цене на нефть восходит к 25%. Если оставить в стороне экономические и политические вопросы, связанные с налоговой нагрузкой, то на второе место по повышению эффективности работы нефтегазовых компаний выходит грамотная информатизация предприятий и автоматизация различных бизнес- и технологических процессов.

Об эффективности бизнеса и внедрении соответствующих информационных систем многие нефтегазовые компании задумывались и до кризиса. Специфика деятельности нефтегазовых компаний заключается в контроле операций по полной технологической цепочке, начиная от добычи и заканчивая отпуском нефтепродуктов через ТРК и АЗС. Многие компании в силу своего регионального местоположения обладают еще и множеством нефтесервисных организаций. Это является причиной сложной управляемости и замедленного реагирования на изменение внешних факторов. Между тем государственный и налоговый контроль, обязательства перед акционерами требуют наличия инструментов полноценного оперативного контроля и управления деятельностью сложных структур, какими являются нефтегазовые компании.

Система управления эффективностью бизнеса

Повышенный интерес к вопросам эффективности бизнеса влечет за собой и рост внимания к CPM-системам (Corporate Performance Management – система управления эффективностью бизнеса). Они дают возможность определять ключевые векторы развития организации, следить, насколько оперативные действия функциональных подразделений компании соответствуют стратегическим целям бизнеса. Охватывая основные процессы управления компанией – прогнозирование, планирование, бюджетирование, отчетность, контроль, анализ, – CPM-системы позволяют повысить эффективность управления и качество принимаемых менеджментом решений.

Полный комплекс работ по внедрению систем класса CPM включает в себя:

  • автоматизацию финансового управления, разработку методологии планирования и бюджетирования, автоматизацию процесса бюджетирования, интеграцию с учетными системами для проведения анализа «план-факт»;
  • разработку и внедрение корпоративного хранилища данных (КХД), настройку средств интеграции данных для загрузки в КХД согласованной, непротиворечивой, достоверной информации, настройку или проектирование структуры ХД для решения задач всестороннего анализа данных, организацию витрин данных для наиболее эффективного формирования отчетности;
  • внедрение BI-платформы, разработку форм регламентированной отчетности, подготовку модели данных для работы с нерегламентированными отчетами (ad-hoc), настройку инструментов для проведения многомерного OLAP-анализа, автоматизацию работы с KPI, настройку системы уведомлений о состоянии.

«Компоненты BI-платформы обеспечивают необходимую информационную поддержку принятия решений, аккумулируя данные из разных источников и позволяя руководству компании отслеживать реальную картину состояния дел на предприятии, – объясняет Евгений Ерофеев, директор департамента BPM-систем компании GMCS. – Используя систему, руководство может анализировать получаемые данные, сравнивать их с разными периодами, строить прогнозы и т.д. В частности, планирования является самостоятельной задачей в рамках систем управления эффективностью бизнеса. Планирование позволяет выявлять издержки и управлять ими. Очевидно, что в ситуации кризиса, когда возрастает значимость каждого процента снижения издержек и повышения эффективности, аналитические системы, как один из ключевых компонентов систем управления эффективностью бизнеса, приобретают еще большую ценность. Те компании, которые уже внедрили у себя данные решения, в сложившихся условиях имеют значительное конкурентное преимущество. Для тех, кто только задумывается о внедрении, кризис может сыграть роль некоего катализатора».

«Функционально BPM-системы должны обеспечивать выполнение таких задач, как планирование, получение информации и отчетности, анализ данных. Эти решения должны содержать в себе системы план-фактного анализа и инструменты контроля. В частности, BI-решения позволяют получать всю совокупность данных, поступающих из нескольких систем, представить их в виде аналитических отчетов, графиков, таблиц и т.д. Для распределенных компаний, каковыми являются нефтегазовые предприятия, оптимальным решением будет встраивание системы анализа данных для получения ежедневной оперативной картины деятельности, регулярной аналитической отчетности и отслеживания динамики деятельности компании, – подчеркивает Евгений Ерофеев. – Не менее важны и технологические характеристики BPM-систем с точки зрения прозрачности управления. Они должны иметь широкие возможности работы с ERP-системами – своим основным источником данных. Кроме того, поскольку BPM-решения аккумулируют информацию из разных систем, они должны уметь работать с несколькими источниками данных. Поэтому многоплатформенность является еще одним требованием, предъявляемым к ним».


Назад