Энергия оптом и в розницу
Энергия оптом и в розницу
30 апреля 2010

Энергия оптом и в розницу

Реформирование энергетики поставило участников рынка в новые условия ведения бизнеса.

В ходе преобразований были созданы новые генерирующие, сетевые и сбытовые энергетические компании. Для энергосбытовых компаний, через которые проходят денежные потоки всех участников рынка, особую важность имеет четкая организация бизнеса.

Развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки, поставило перед энергосбытовыми компаниями новые задачи. Во-первых, возникла задача извлечения прибыли в условиях реформирования отрасли и развития рынка электроэнергии (как оптового, так и розничного), и, во-вторых, – обеспечение максимально качественного обслуживания потребителей. Решение обеих задач побуждает сбытовые компании к построению клиентоориентированной схемы взаимодействия с клиентами, предполагающей расширение спектра услуг, повышение их качества, сокращение издержек, связанных с предоставлением услуг, в том числе сокращение времени на взаимодействие клиента с ЭСК. Весьма существенными задачами являются и снижение дебиторской задолженности за счет ввода дополнительных ограничений энергоснабжения, ужесточения сроков оплаты, помощи должникам в реструктуризации долгов и т.д., а также сокращение коммерческих потерь электроэнергии, которые, как правило, обусловлены несвоевременной оплатой потребляемой электроэнергии, ее хищениями, несоответствием производимой бытовыми потребителями платы показаниям приборов учета электроэнергии. Оптимизация договорной работы, оперативное формирование сводной отчетности, корректный расчет технологических балансов также относится к числу приоритетных задач.

Незаменимым инструментом, позволяющим сфокусироваться на повышении эффективности производственной деятельности и снижения издержек становятся информационные технологии. Энергосбытовым компаниям, прежде всего, необходимы решения, позволяющие быстро анализировать основные показатели, гибко управлять изменениями, в условиях неопределенности просчитывать с большой степенью точности управленческие решения. К числу таких решений относятся, в первую очередь, системы биллинга позволяющие повышать эффективность работы с потребителями, унифицировать процедуры расчетов с абонентами, сокращать сроки дебиторской задолженности, в том числе – в части претензионно-исковой работе, повышать точность расчетов.

По договору

В рамках договорной и расчетной деятельности энергосбытовых компаний можно выделить следующие группы процессов:

  • формирование договоров,
  • управление продуктами и услугами,
  • управление расчетами и выставление счетов.

«Автоматизация позволяет оптимизировать трудоемкий процесс формирования и согласования договоров и последующее ведение договорных кампаний, – считает Бэла Темирканова, руководитель направления, департамент решений Microsoft компании GMCS. – С помощью средств ИТ обеспечивается возможность быстрой подготовки договоров с учетом необходимых параметров, таких как контроль сроков и пролонгация, комиссионные и дополнительные сборы, порядок расчета стоимости и т.д. В частности, благодаря автоматизации реализуется возможность получения массовой печати приложений к договору на основе введенных в систему критериев, что освобождает сотрудников от рутинных операций и снижает вероятность связанных с этим ошибок».

Что выбрать?

На сегодняшний день решения для энергосбытовых компаний представлены на рынке ведущими мировыми вендорами – Microsoft, SAP, Oracle. «Например, комплексное решение для энегросбытовых компаний, предприятий сектора ТЭК и ВКХ – MECOMS, базирующееся на платформе Microsoft, может использоваться как самостоятельное решение, так и в рамках единой ERP-платформы предприятия, – рассказывает Бэла Темирканова. – Функциональные возможности этого отраслевого решения покрывают все ключевые процессы – от потребления до оплаты. Энергосбытовое решение MECOMS осуществляет управление взаимоотношениями с клиентами и договорами, сбором показателей приборов учета, расчетами, задолженностью, поддерживает разные сценарии рыночных отношений (свободный и регулируемый рынок) и т.д.».

Как и в любом проекте, на успех внедрения оказывают влияние два следующих фактора – выбор системы и выбор исполнителя. При выборе системы автоматизации энергосбытовым компаниям можно рекомендовать обратить внимание на следующие критерии:

  • зрелость продукта;
  • соответствие системы функциональным требованиям;
  • масштабируемость. К примеру, система MECOMS поддерживает от 1000 до 10 миллионов присоединений и одновременную работу до нескольких сотен пользователей;
  • гибкость: модульность и конфигурируемость;
  • сроки и стоимость внедрения;
  • легкость обслуживания;
  • возможность развития в соответствии с меняющимися условиями бизнеса.

Назад