Большая розница
1 марта 2014

Большая розница

Крупные ритейлеры вынуждены использовать новейшие информационные технологии, а малые и средние по мере возможности от них не отставать.

Редко в какой отрасли задачи, решаемые с помощью информационных технологий, так разнообразны, как в области розничной торговли. Розничному продавцу, независимо от масштаба бизнеса, необходимо взаимодействовать с поставщиками, транспортными компаниями (или налаживать логистику самостоятельно), вести учет движения финансовых средств, товаров (причем как целых палет с продукцией, так и отдельных составляющих палеты), заботиться о физической безопасности товаров и посетителей в своих торговых точках, о сохранности персональных данных покупателей, их захвате и удержании и т.д. А также удовлетворять требованиям государственных инстанций, которые опять-таки интересует широкий спектр вопросов – от учета и контроля финансов до состояния инженерных систем складов и магазинов.

Неудивительно, что на фоне общего замедления роста российского ИТ-рынка розница выглядит неплохо. В начале 2013 года IDC прогнозировала рост рынка автоматизации ритейла в нашей стране на 17%, к концу года прогноз снизился до 10%, тем не менее, это в полтора раза больше, чем 7%, на которые вырос рынок в целом.

Computerworld Россия поговорил с рядом крупных игроков, работающих на рынке автоматизации ритейла, чтобы прояснить текущее состояние дел в информатизации отечественной розницы и ее перспективы.

Территория контрастов

Разрыв в уровне информатизации ритейла дал повод Сергею Осипову, директору по специальным проектам компании GMCS (входит в MAYKOR), назвать розницу территорией контрастов. В одном и том же регионе магазины, использующие электронные ценники и принимающие на кассе карты PayPass, соседствуют с торговыми точками, полностью находящимися в офлайне и использующими самые простые автономные чекопечатающие машины, говорит он.

Задачи — решенные и решаемые

По общему мнению, главные процессы – управление продажами и складом, планирование ассортимента и ценообразования, анализ всех процессов – в большинстве ритейловых компаний (по крайней мере, крупных) в той или иной мере уже автоматизированы.

Среди новых или относительно новых задач Осипов отметил управление лояльностью, маркетинговыми программами, онлайн-торговлей и мультиканальными продажами, прогнозированием и пополнением товарных запасов.

Новые задачи подкидывает и государство. Так, по словам Осипова, в прошлом году Минфин добавил интеграторам работы, потребовав, чтобы печать фискальных чеков производилась в момент оплаты. Для этого понадобилось снабдить сотрудников из служб доставки интернет-магазинов мобильными контрольно-кассовыми машинами.

Что дальше?

То, что напряженная конкуренция заставляет розничные компании вкладывать средства в информатизацию, отслеживать технологические тенденции (среди которых облака, мобильность, переход на аутсорсинг и упомянутая электронная коммерция), – это общее место. Однако конкуренция же заставляет их крайне рачительно относиться к инвестициям, в том числе в ИТ. «Инновации ради инноваций – это не то, к чему стремятся современные ритейлеры, как крупные, так и не очень, – указывает Сергей Осипов, директор по специальным проектам компании GMCS. – Любые внедряемые технологии должны в первую очередь служить целям роста доходов и сокращения затрат». Поэтому, например, он не ждет в ближайшее время крупных инвестиций в магазины будущего с умными полками и тележками, массовым использованием RFID, роботов-манипуляторов для сборки заказов и т.д. Также он не уверен, например, в том, что каждому ритейлеру необходимо мобильное приложение. В целом, полагает Осипов, современный ритейл перераспределяет инвестиции в ИТ – высок интерес к решениям с короткими сроками внедрения и быстрыми результатами.



Назад