Автоматизация процессов послепродажного обслуживания сложной техники
Автоматизация процессов послепродажного обслуживания сложной техники
25 июня 2013

Автоматизация процессов послепродажного обслуживания сложной техники

Рынок судостроения демонстрирует повышение требований к надежности и расширение перечня решаемых задач современных кораблей и судов. Это в свою очередь приводит к повышению сложности разработки, производства, эксплуатации, ремонта и обслуживания кораблей и судов, включая их комплектующие.

Применение CALS технологий (англ. Continuous Acquisition and Lifecycle Support) при проектировании, производстве, эксплуатации и обслуживании высокотехнологичной и наукоёмкой продукции становится жизненно необходимым в том числе и для поддержания конкурентоспособности продукции на западных рынках. CALS технологии подразумевают использование современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия (СЖЦ). Если рассмотреть основные СЖЦ изделия (рис.1), то единой системой, объединяющей все СЖЦ изделия, может служить система интегрированной логистической поддержки (ИЛП) изделия. Как видно из рисунка, бизнес-процессы системы ИЛП должны быть согласованными, работать в едином информационном пространстве и с нормализованными (т.е. приведенными к единому виду в соответствии с ГОСТ, ОСТ, нормалями и ТУ) справочниками.

В России за последние годы проводится много работы по развитию и применению CALS технологий, основанных на отечественном и мировом опыте, однако вопросы информационного и технического взаимодействия участников СЖЦ кораблей и судов на практике по-прежнему сложны и непрозрачны.

У нашей компании есть пример успешного построения системы послепродажного обслуживания в смежной отрасли – A&D. Мы начинали проект практически в условиях «нулевой видимости», и совместно с заказчиком – крупной сервисной компанией – и руководством холдинга, в который она входила, прорабатывали требования, дизайн и архитектуру системы послепродажного обслуживания (ППО). Полученный опыт позволил нам сформировать понимание того, как в российских условиях может быть построена такая система. Отдельными рекомендациями и наблюдениями мы хотели бы поделиться в рамках данной статьи.

Что выбратьППО или ИЛП?

Система ППО и система ИЛП – какая из них более функциональна? Могут ли они заменить друг друга? На первый взгляд, ППО это часть ИЛП, относящаяся к СЖЦ эксплуатация и утилизация. Однако при детальном анализе задач и назначения этих систем выявляются существенные различия: система ИЛП ориентирована на разработчиков и производителей, а ППО – на клиента (эксплуатанта продукции). Задачи управления данными об изделии в ППО и ИЛП разнесены во времени, исполнителям, и имеют особенности, которые трудно объединить в одной системе. Более того, попытки объединения ППО и ИЛП в одну автоматизированную систему неизбежно приводят к её усложнению как с технической, так и с организационной сторон, что выливается в значительные финансовые затраты и сложность работы пользователей. Все эти факторы приводят к снижению надежности всей системы.

Рациональным вариантом построения архитектуры системы ППО является схема, где системы ППО и ИЛП разделены, а автоматизация задач производится с помощью специализированных ИТ-решений. Стоит отметить, что в настоящий момент существует широкий выбор ИТ решений для автоматизации задач ППО.

Несмотря на то, что система ППО имеет схожие с ИЛП процессы управления данными об изделии, для ее функционирования нет необходимости содержать данные разработки и производства. Основное внимание в системе ППО уделяется управлению данными об изделии по эксплуатации, обслуживанию, ремонту, возможной модернизации, и более подробно рассматриваются процессы взаимоотношения с клиентами, планирования и выполнения ремонтов (ремонтного производства, сервисного центра, выездных бригад), планирования и исполнения МТО, обучению персонала. Результаты изменения данных об изделии в процессах эксплуатации и ремонта из ППО передаются в систему ИЛП для проведения анализа и принятия решений по оптимизации процессов эксплуатации и ремонта.

ППО как клиентоориентированная система

Несколько слов, почему наличие системы ППО выходит в современных условиях на первый план. Как клиентоориентированная система, система ППО повышает привлекательность кораблей и судов и обеспечивает:

  • Повышение скорости реагирования на проблемы и их устранения
  • Повышение надежности изделий (своевременный ремонт и контроль его исполнения)
  • Доступные и современные средства обучения
  • Снижение время простоя в ремонте
  • Снижение сроков исполнения МТО

Еще одним аргументом, выступающим за построение эффективной системы ППО, является расширение спектра оказываемых услуг, которые могут принести дополнительную прибыль после продажи корабля или судна. Примером могут быть услуги, которые без наличия ППО оказать трудно или не возможно:

  • Предоставление актуальных ИЭТР
  • Техническая поддержка 24/7 с формированием базы знаний
  • Поддержание определенного процента готовности флота
  • Прогнозирование и планирование МТО в зависимости от интенсивности, условий эксплуатации и отказов кораблей и судов
  • Актуальные электронные каталоги предметов снабжения (ПС)
  • Автоматизация процессов аутентификации ПС.

Назад