Программные роботы очень хороши. Но не везде и не всегда
21 марта 2019

Программные роботы очень хороши. Но не везде и не всегда

Издание itWeek решило изучить причину высокой популярности технологий роботизации бизнес-процессов (RPA). По итогам выступления вице-президента GMCS Сергея Осипов на заседании АПКИТ, прошедшего в марте, получился интересный материал.

<…>

По оценкам HFS Research, глобальный рынок RPA-решений, хотя и замедляет темпы роста, но все равно растет и будет расти заметно быстрее, чем ИТ-рынок в целом: 72% в 2018 г., 44% в 2019-м, 32% в 2020-м и так далее... Обратите внимание: рынок RPA складывается из продаж программных продуктов (платформ) и услуг по доработке (адаптации) этих продуктов под нужды конкретных пользователей. Поэтому неудивительно, что разработкой и внедрением этих продуктов, как правило, занимаются компании, работающие в области делового консалтинга и оптимизации бизнес-процессов.

<…>

В марте этого года вице-президент GMCS Сергей Осипов, выступая на очередном заседании Комитета АПКИТ по мониторингу развития ИТ-индустрии, отметил, что в мире разработкой и внедрением RPA-решений занимаются сотни компаний, но почти три четверти этого рынка принадлежат всего трем RPA-лидерам. Причем один из них прилагает значительные усилия по локализации своих продуктов и освоению российского рынка.

Вот ещё несколько цифр, свидетельствующих о росте популярности обсуждаемой технологии. Из прошлогоднего исследования Deloitte «Robotic process automation (RPA) trends and to-do list for scaling across the enterprise, The 3rd Annual Global RPA Survey Report», в ходе которого было опрошено 400 крупных компаний из различных отраслей, следует, что 53% опрошенных компаний уже используют те или иные RPA-решения, а за два года этот показатель увеличится до 72%. Есть в этом отчете и другие выводы:    

  • RPA ускоряет цифровую трансформацию;
  • К 2022 г. мировой рынок RPA достигнет 2,4 млрд. долл.;
  • RPA не имеет отраслевой специфики;
  • RPA развивается по принципу ядерной реакции;
  • Вовлеченность сотрудников в RPA будет возрастать;
  • ИИ превратит RPA в IPA (Intelligent Process Automation).

Однако не все так просто и гладко. В относительно недавнем отчете EY «Get ready for robots. Why planning makes the difference between success and disappointment» обращается внимание на то, что в среднем по миру от 30 до 50% RPA-проектов не заканчиваются успехом. Основная причина неудач: стремление использовать программных роботов для оптимизации тех бизнес-процессов, в которых есть плохо алгоритмизированные, а то и вообще неалгоритмизированные шаги.

Поэтому Сергей Осипов рекомендует компаниям, пытающимся улучшить свои бизнес-показатели за счет использования RPA, строго придерживаться определенных правил. Главное из которых – очень внимательно отнестись к составлению «Карт процессов», в которых содержится детальное описание всех шагов, характеризующих соответствующий процесс. Ведь программный робот не принимает никаких решений. Он тупо, хотя и исключительно быстро, делает лишь то, чему его обучили. То есть, в отличие от продвинутых ИИ-сиcтем, не пытается развиваться и самосовершенствоваться, а лишь четко следует заложенным в него инструкциям. В то же время программного робота можно быстро (буквально за несколько дней) переучить.

Да, программный робот имитирует действия обычного пользователя, у которого глаза прикованы к экрану, а пальцы рук – к мыши и клавиатуре. Но делает это «мысленно». Поэтому ему не нужен отдельный десктоп или ноутбук. Стало быть, владельцы программных роботов могут сэкономить не только на фонде заработной платы, но и уменьшить свои расходы на клиентские устройства.

Источник: itWeek, март 2019 г.


Назад