Вокруг продукта: PLM в ритейле
24 июля 2017

Вокруг продукта: PLM в ритейле

Современные сети все чаще берутся за производство собственной продукции, чтобы обеспечить низкую цену на полке и хорошую маржу. В этом им могут помочь PLM (системы управления жизненным циклом продукта), которые раньше чаще использовались в сложных наукоемких областях, к примеру, в ракетостроении или автомобильной промышленности. Какой же интерес видят крупные ритейлеры во внедрении PLM?

Весь жизненный цикл продукта – от первых набросков до его конечной реализации – представлен в PLM. С ее помощью вся команда проектировщиков работает над проектом параллельно, при этом спецификации, требования, необходимые материалы – вообще все, что относится к продукту, – заносится в систему. Там же может осуществляться наглядное моделирование отдельных деталей. Поэтому единая информационная система позволяет сокращать время прохождения этапов разработки, иногда весьма значительно – в два раза.

Примеры знаменитых брендов, где внедрены подобные решения, привел Сергей Осипов, вице-президент MAYKOR-GMCS. «Adidas, Levi’s, Ralph Lauren – это компании, которые широко используют PLM для управления жизненным циклом продуктов, реализуемых в собственной розничной сети».

Это в Европе. А что у нас? У нас пока предложений немного, а те, что есть, исходят исключительно от крупнейших зарубежных вендоров, которые имеют свои представительства в России.

«Ритейл чаще всего проявляет интерес к внедрению и использованию PLM в тех случаях, когда компания занимается не только производством продукции. Обычно речь идет о продукции под собственным брендом торговой сети», – поясняет Сергей Осипов. По его словам, целый ряд российских ритейлеров разрабатывает продукцию под своими собственными брендами (продукты питания, обувь, одежда). В большинстве крупных сетей FMCG продукция собственных марок традиционно пользуется спросом у покупателей во многом из-за более низкой цены в своем сегменте. Фактически такие ритейлеры используют на практике элементы PLM (даже если они не применяют этот термин) в части планирования производства продукции, выстраивания отношений с производителями (если производство не собственное), управления логистикой и цепочками поставок, мерчедайзингом.

Чем же конкретно может помочь эта система ритейлеру? Отвечает Сергей Осипов: «Упорядочивание этапов жизненного цикла продуктов в едином процессе может принести целый ряд выгод. Во-первых, сделать более эффективным этап планирования и разработки продуктов. Вместо того чтобы просто принять «кабинетное» решение о том, каким будет продукт (вес, упаковка, ценовая категория, целевая аудитория, бренд и пр.), продуктовая команда может провести работу с потенциальными потребителями, пробный запуск продукта с тем, чтобы выработать максимально эффективное предложение. Во-вторых, может повыситься эффективность организации производства продуктов за счет более гибкого управления графиками, закупками, производством, поставками. В -третьих, ритейлер получит возможность управлять сертификацией продукта, включая взаимодействие с различными органами, составлять график получения необходимых документов (разрешений) и увязывать его с планами производства, поставок, маркетинга и продаж. Здесь методики и инструменты управления жизненным циклом также уместны и дают значительные преимущества.

<…>

Не только для гигантов

Казалось бы, нет сомнения в том, что этот класс решений – только для крупных, даже глобальных корпораций. Однако Сергей Осипов не согласен с таким заявлением. По его убеждению, PLM может быть полезна ритейлерам любого размера, занимающимся разработкой и выводом на рынок новых продуктов. «Например, региональные интернет-провайдеры, находясь в условиях жесткой конкуренции, постоянно работают над своими продуктами: пакетами услуг, дополнительными услугами и тарифными планами. Методика PLM может помочь им в разработке новых тарифов и выводе из линейки старых, закупке устройств no-name, их брендировании и продаже с учетом предыдущего опыта и максимальной координацией всех заинтересованных сторон».

<…>

Третье измерение

Современные системы PLM могут предложить еще одну функцию – объемное моделирование, то есть то, что называется 3D и чаще всего ассоциируется с компьютерными играми, графикой и мультипликацией. На самом деле сейчас объемные визуальные изображения используют в самых неожиданных областях. Скажем, в биологии, где ученые моделируют устройство клетки или целого организма. Или в ритейле. Игровые технологии и визуализация из развлечения или искусства превращаются в серьезного бизнес-помощника.

«Мое дело. Магазин», июнь 2017



Назад